Войти в почту

Рада приняла "закон о запрете канонической УПЦ". Чем он грозит Церкви

Верховная рада приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности в Украине религиозных организаций", который открывает возможность запрета религиозных организаций, связанных с Россией. Упрощая, его уже называют законом о запрете канонической Украинской православной церкви - крупнейшей и авторитетнейшей религиозной организации на Украине.

Рада приняла "закон о запрете канонической УПЦ". Чем он грозит Церкви
© Российская Газета

Проект поддержали 267 парламентариев, 175 проголосовавших за - из партии "Слуга народа", чаще называемой "партией Зеленского".

Это правительственный законопроект, который открывает дорогу к запрету через суд деятельности УПЦ на Украине.

Призывы принять ряд законопроектов на церковную тематику, которые бы позволили запретить деятельность канонической Украинской православной церкви, в Верховной раде звучали давно и с каждым разом все громче. И вот они начали осуществляться. Что это значит и какого развития событий ждать? "РГ" прокомментировал ситуацию советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов.

Отец Николай, чем грозит принятие этого закона? Жизнь Церкви под угрозой?

Протоиерей Николай Балашов: Речь идет о законопроекте, который еще в январе этого года был внесен главой кабинета министров Украины Шмыгалем на рассмотрение украинского парламента. Это было сделано по поручению президента Украины Зеленского. Цель его именно в том, чтобы положить конец деятельности Украинской православной церкви. Суть рассматриваемого законопроекта в том, что он открывает возможность запрета в судебном порядке деятельности любой украинской религиозной организации, которая аффилирована с центрами влияния, находящимися за пределами Украины, именно в России. Что означает эта аффиляция (понятие это не употребляется обычно в деятельности религиозных организаций, скорее в бизнесе), закон не разъясняет. Даже экспертное юридическое управление самой Верховной рады опубликовало комментарий, в котором говорится, что формулировки закона расплывчатые и дают возможности злоупотреблений в дальнейшей практике. Устанавливаться эта аффиляция будет на основании религиоведческой экспертизы, право проведения которой тем же законопроектом предоставляется государственному органу, который называется "государственная служба Украины по свободе совести и этнополитике". Ее возглавляет Виктор Еленский, человек, ненавидящий Россию и православную церковь. Это совершенно очевидно и по его публикациям, и по литературному наследию еще советского времени, когда он защищал диссертацию по научному атеизму.

И вот богоборческая власть, привлекшая к себе на службу религиоведов из атеистического советского прошлого, поставила перед собой задачу положить конец деятельности Украинской православной церкви. Но это, конечно, нелегко сделать. Ведь в соответствии с украинским законодательством не существует единого юридического лица под названием УПЦ. Оно состоит из множества отдельных юридических лиц, которыми являются каждый приход, каждый монастырь, каждая епархия - это тысячи и тысячи юрлиц. И процедура судебного рассмотрения исков госслужбы по свободе совести и этнополитике это, вероятно, длительный процесс. Но понятно, что главное назначение этого закона - запугать представителей УПЦ и подтолкнуть тех, кто хочет выжить, к тому, чтобы перейти в "правильную", с точки зрения режима Зеленского, религиозную организацию - раскольническую ПЦУ или Украинскую греко-католическую церковь, лишь бы не оставаться в Украинской православной церкви, которая просто в силу своей каноничности находится в духовном общении с Русской православной церковью, как и с другими поместными православными церквами.

Богоборческая власть поставила перед собой задачу положить конец деятельности Украинской православной церкви

Понимает ли украинская власть природу явления, с которым имеет дело? Догадывается ли, что церкви не утверждаются и не запрещаются парламентом?

Протоиерей Николай Балашов: Церковь уничтожить невозможно. Про нее сам Христос сказал, что врата ада не одолеют ее. Св. Иоанн Златоуст говорил, что кто с Церковью захочет бороться, тот погибнет. Это все равно, что воевать с небом. Поэтому, конечно, уничтожить Церковь невозможно. Даже во времена, когда атеизм был официальной идеологией мощного советского государства, преследования Церкви, которые тогда осуществлялись, выявляли в принципе ее неуязвимость. Гонения продолжались многие десятилетия, но Церковь сохранилась. Конечно, в годы гонений произошло ее значительное численное умаление, но она выжила. Думаю, что-то подобное можно ожидать сегодня и на Украине. Богоборческому режиму предстоит бесславный конец. Они точно не успеют провести судебные процессы против тысяч храмов и монастырей Украинской православной церкви, как отведенный им исторический отрезок закончится.

Тут, по-моему, мания, не могут люди в Церкви - и священники, и миряне, - как возомнилось СБУ, "работать на Россию", это какое-то непонимание происходящего?

Протоирей Николай Балашов: Не думаю, что это недоразумение или недопонимание. Думаю, что это борьба очень могущественных сил мира сего против духовного единства православных народов. Стремление разрушить духовную и культурную основу нашей восточно-славянской православной общности. Думаю, что примерно те же цели преследовали "авторы" военной операции против Сербии. И уже тогда они видели Россию и Украину своей следующей мишенью.

Обратите внимание, по недавней информации, опубликованной СБУ, уголовные дела возбуждены против 14 (!) митрополитов Украинской православной церкви. Некоторые из них уже осуждены. Например, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан уже осужден на пять лет лишения свободы с конфискацией имущества. Это 74-летний, с тяжелыми заболеваниями человек, который обвинен в действиях, направленных на свержение конституционного строя, оправдание агрессии и тому подобные безумства. На следующей неделе, 20 октября, ему предстоит апелляционный суд, так прокурор требует еще добавить срок: "Как же так, мы просили шесть лет, а вы вынесли только пять?" Видите, как политика запугивания, прежде всего епископата УПЦ, применяется украинской властью. Митрополит Ионафан сейчас находится под домашним арестом в ожидании вступления приговора в законную силу. Под домашними арестом также находится и митрополит Павел, наместник Киево-Печерской лавры.