Театр одного госсекретаря

«Результаты этой челночной дипломатии пока впечатляют не слишком. Официальный пресс-релиз Госдепа о встрече с принцем бен Сальманом уместился в семь строк, что обычно свидетельствует о глубоких расхождениях в позициях сторон. Что же касается египетского президента, то он обрушил на Блинкена целый шквал обвинений в адрес Израиля, чья «реакция вышла за рамки права на самооборону, превратившись в коллективное наказание 2,3 млн жителей Газы».

Госсекретарь США Энтони Блинкен вернулся в Израиль после напряжённого турне по Ближнему Востоку. В четверг на военной базе в Тель-Авиве Блинкен, стоя плечом к плечу с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, торжественно пообещал, что США будут защищать Израиль «до тех пор, пока существует Америка». В своей прочувственной речи он вспомнил о том, что его прадед бежал из Российской империи, спасаясь от еврейских погромов (на самом деле прадед госсекретаря, столяр Меир Блинкен, мечтал о литературной карьере, а в Киеве начала XX века его почему-то не печатали — и он уехал в Америку в поисках славы). Упомянул Блинкен и холокост: в нацистских лагерях смерти едва не погиб его отчим. После такого вступления переход к жертвам вторжения ХАМАС в израильские кибуцы («Младенцы убиты, тела осквернены, молодые люди сожжены заживо, женщины изнасилованы, родители казнены на глазах у детей, дети — на глазах у родителей») выглядел вполне логично. Эмоционально — надо отдать главному американскому дипломату должное — он отработал по полной.

Но цель Блинкена заключалась не в том, чтобы растрогать еврейскую аудиторию. Самое главное — необходимо было убедить власти Израиля и его соседей по региону, что США сильны и решительны как никогда. И готовы встать на защиту своего главного союзника на Ближнем Востоке всей своей мощью.

Поэтому из Израиля Блинкен полетел в Саудовскую Аравию, а оттуда — в Египет. В Эр-Рияде он пытался договориться с Мухаммедом бен Сальманом, наследным принцем и фактическим правителем королевства, в Каире — c президентом Абделем Фаттахом ас-Сиси. Из Египта госсекретарь метнулся в Иорданию, а в понедельник утром вернулся в Израиль.

Результаты этой челночной дипломатии пока впечатляют не слишком. Официальный пресс-релиз Госдепа о встрече с принцем бен Сальманом уместился в семь строк, что обычно свидетельствует о глубоких расхождениях в позициях сторон. Что же касается египетского президента, то он обрушил на Блинкена целый шквал обвинений в адрес Израиля, чья «реакция вышла за рамки права на самооборону, превратившись в коллективное наказание 2,3 млн жителей Газы».

Задача, стоявшая перед говорливым госсекретарём, была непростой ещё и потому, что ближневосточным правителям хорошо известно, насколько напряжёнными стали отношения между Вашингтоном и Иерусалимом с того момента, как в конце 2022 года к власти в Израиле пришло коалиционное правое правительство Нетаньяху.

Между ним и администрацией Байдена возникли серьёзные противоречия по многим ключевым вопросам — от судебной реформы до прав ЛГБТ, священных для Демпартии США и неприемлемых для входящих в израильское правительство ортодоксов. Весной-летом этого года эта конфронтация достигла такого уровня, что в Израиле заговорили об опасности «цветной революции», финансируемой и поддерживаемой Вашингтоном.

Казалось, что израильско-американские отношения переживают второй кризис за 15 лет (первый был при Обаме). К тому же в Демпартии США усилились крайне левые прогрессисты, некоторые из которых — такие как Ильхан Омар и Рашида Тлаиб — никогда не скрывали своего враждебного отношения к еврейскому государству. Ссора бывших «лучших друзей» играла на руку республиканцам, которые подчёркивали свою поддержку Израиля и успешно конкурировали с демократами за поддержку влиятельных еврейских организаций Америки.

События последней недели всё изменили. Теперь Белый дом из кожи вон лезет, чтобы показать, что лучшего друга и защитника у еврейского государства нет и не будет, в Тель-Авив летит сначала Блинкен, а потом министр обороны США Ллойд Остин, а к берегам Израиля отправляются целых две авианосные ударные группы — сила достаточная, чтобы стереть с лица земли не только сектор Газа, но и государство размером с Ливан.

В то же время экс-президент Дональд Трамп выступил на митинге во Флориде с жёсткой критикой Нетаньяху, а если верить инсайдам журнала Rolling Stone, в частных беседах с видными республиканцами призывал к импичменту израильского премьер-министра.

Министра обороны Израиля Йоава Галанта Трамп и вовсе обозвал «придурком», не сумевшим предотвратить нападение ХАМАС. Израильская пресса — преимущественно левая — уже вовсю клеймит экс-президента США за то, что тот назвал еврейское государство слабым, а его врагов, в частности «Хезболлу», — «очень умными». Да и в самой Республиканской партии США нынешние высказывания Трампа нашли понимание далеко не у всех. «Он дурак. Только дурак мог бы делать такие комментарии», — радостно цитирует CNN соперника Трампа на праймериз Криса Кристи. И, судя по комментариям в соцсетях, так думает не он один.

Неожиданное для многих резко враждебное отношение Трампа к Нетаньяху — результат давней обиды экс-президента на израильского премьера. Сейчас Трамп укоряет Биби в том, что тот «очень подвёл» США, отказавшись помочь американским спецслужбам в операции по ликвидации командующего силами «Аль-Кудс» иранского генерала Касема Сулеймани в январе 2020 года. Но истинная причина в другом. Трамп рассчитывал, что Нетаньяху хотя бы косвенно — через влиятельные лоббистские организации в США — поддержит его притязания на победу на выборах 2020 года. Но Нетаньяху оперативно поздравил с победой Байдена, а Трампа всего лишь поблагодарил за дружбу. На этом, собственно, их дружба и кончилась.

Дав эмоциям возобладать над рациональными соображениями, Трамп выстрелил себе в ногу. Критиковать израильское правительство сейчас, когда все ресурсы западной пропаганды брошены на формирование картинки нового холокоста, — занятие не только бесперспективное, но и чреватое потерей поддержки избирателей. На контрасте с охваченным жаждой мести Трампом позиция администрации Байдена выглядит на удивление взвешенной. «Байден продемонстрировал самую горячую поддержку Израиля, — утверждает CNN, — и признал его желание отомстить и вернуть ощущение безопасности… Но Байден также посылает Нетаньяху как частные, так и публичные сигналы, что ответ Израиля не должен нарушать законы войны и что ему следует учитывать гуманитарные последствия вторжения в Газу, поскольку он стремится предотвратить перерастание войны в опасный региональный конфликт».

Журналисты-пропагандисты CNN изящно обходят молчанием вопрос о том, чем вызвана такая резкая перемена в отношении Белого дома к правительству Нетаньяху. А ларчик открывается просто: республиканцы, и Трамп в том числе, обвиняют Байдена и его администрацию в финансировании ХАМАС. Основной упор при этом делается на размораживании $6 млрд на счетах Тегерана в Южной Корее: после освобождения пяти американских граждан, отбывавших срок в иранских тюрьмах по обвинению в шпионаже, эти деньги были переведены в банки Катара. Белый дом пытается убедить общественность в том, что средства эти по условиям договора между Вашингтоном и Тегераном могут быть использованы только на гуманитарные нужды, да и вообще чернила ещё не успели высохнуть на подписанной Байденом бумаге о размораживании иранских миллиардов, а значит, атака 7 октября финансировалась из других источников. Но дело в том, что администрация Байдена и до этого накачивала деньгами Палестину, причём отдавая себе отчёт, что как минимум часть этой помощи может идти на усиление ХАМАС. И вот это отрицать уже гораздо сложнее. Поэтому-то театр одного актёра с Тони Блинкеном в главной роли — с прочувственным монологом о бежавшем от погромов прадеде, выжившем в холокосте отчиме и десяти терактах 11 сентября, которым, по его подсчётам, эквивалентно вторжение ХАМАС, — и не вызывает аплодисментов у ближневосточных соседей Израиля. Согласитесь, сложно верить представителю администрации, которая ведёт себя на манер двуликого Януса, одной рукой поставляя оружие Израилю, а другой — подкармливая его врагов.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.