Войти в почту

Боль Святой земли: откуда растут корни арабо-израильского конфликта?

История палестино-израильского конфликта насчитывает несколько десятков лет. Почему две стороны не могут договориться, выяснял политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.

Боль Святой земли: откуда растут корни арабо-израильского конфликта?
© Мир24

1917-й год. Британская экспедиционная армия выбивает османские войска из Палестины. Первая мировая еще не закончена, а в Лондоне уже прикидывают, как лучше использовать захваченные земли. Министр иностранных дел Артур Бальфур направляет представителю еврейской общины лорду Ротшильду официальное письмо. «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа», – говорится в декларации Бальфура.

С чем связана такая позиция, объясняет премьер-министр Ллойд Джордж. «Декларация Бальфура не является простым актом милосердия. Следует понять, что речь идет о сделке в обмен на поддержку евреями всего мира дела союзников», – пояснил Ллойд Джордж.

С 22-го года Британия Палестину уже не просто оккупирует, а получает мандат от Лиги Наций. Союзники решают поддержать декларацию Бальфура, и теперь ее реализация – заявленная цель. Две алии, то есть волны еврейской миграции, Палестина встречает еще при османах. Почему едут именно сюда? Причины исторические и религиозные.

«Согласно библейским историям, именно там Бог даровал землю евреям и там существовало Израильское Царство. Там существовала Иудея, там существовал Израиль, царство Давида Соломона изначально», – сказала кандидат исторических наук научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская.

При англичанах будет еще три волны. Самая массовая – 250 тысяч мигрантов из Германии – после прихода к власти Гитлера. Как и где всех разместить, у британцев нет никакой стратегии. От решения проблем либо самоустраняются, либо участвуют в коррупционных схемах. При этом в кинохронике тех лет – сплошная идиллия. Ну вот же: евреи и арабы в гости друг к другу ходят.Но в реальности арабы, которых теснят с их земель, поднимают в 36-м году бунт. Погромы, поджоги, убийства евреев и англичан продолжаются три года. Британской короне от таких потрясений – одни убытки. И вот в 39-м году министр по делам колоний Макдональд проводит переговоры с общинами и представляет парламенту отчет – так называемую Белую Книгу. В 22-м году подобный документ Уинстон Черчилль готовил и в целом подтверждал положения декларации Бальфура. Теперь все меняется: Лондон вводит для евреев жесткие миграционные квоты и запрещает им покупать в Палестине землю.

А ведь в это время евреи едут на Ближний Восток уже не за лучшей долей, а просто, чтобы выжить. Но англичане не оставляют им шансов – корабли с беженцами разворачивают обратно. Появляется много нелегалов: их отправляют в миграционные лагеря, больше напоминающие концентрационные. Вот один из них – «Атлит» под Хайфой. Все приехавшие проходят дезинфекцию ядовитыми растворами, их расселяют в бараках, мужчин и женщин разделяют колючей проволокой. Тем не менее за время действия британского мандата доля евреев в Палестине увеличивается с 11% до 33%. После окончания Второй мировой здесь царит хаос. Лондон ситуацию уже не контролирует и решает уйти. Даже не по-английски – по-европейски: перемешав карты, географические.

«Это было классическое европейское видение. Это второсортные люди, это, скажем так, не те, о будущем которых мы должны заботиться. Если вы обратите на карту Ближнего Востока внимание, увидите там очень много прямых линий. Почему эти прямые линии? Хотелось быстрее поехать домой. А как разделим? А давай линейку поставим, начертим – вот вам и граница. А линейка ведь сломала судьбу миллионов людей», – сказал востоковед, президент Российско-ближневосточной ассоциации Мурад Садыгзаде.

Летом 47-го похожая ситуация возникает при уходе из Британской Индии. Там вообще страну делят не по национальному, а по религиозному признаку. Появляются Индия и Пакистан. Вынужденных переселенцев – 13,5 миллиона. Из-за волны взаимного насилия погибает до миллиона человек. Участь Палестины решают осенью того же 47-го уже в рамках ООН. План раздела: создать два отдельных государства: еврейское и арабское. Иерусалим и Вифлеем оставить под международным управлением. Такое вот лоскутное одеяло. Но в итоге год спустя на карте появляется только Израиль. Палестинцы соглашение не подписывают, и другие арабы их поддерживают.

«Они видели всю Палестину как арабскую, то есть они не были против того, чтобы евреи там жили, но они были против именно еврейского государства», – пояснила Людмила Самарская.

Сразу же после провозглашения Израиля начинается война. Против евреев – пять арабских государств. Но Тель-Авиву удается выстоять, в том числе благодаря товарищу Сталину. Такие вот автопробеги – не фейк, и не курьез. Отец народов не только поддержал создание Израиля, но даже поручил чехословацким товарищам оружие израильтянам передать. «Там на самом деле и Венгрия отметилась, и Югославия. Там значительная часть техники, я не говорю про стрелковое оружие, было из арсеналов вермахта передано. В общем-то через третьи руки в том числе», – рассказал эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.

На Израиль Советский Союз возлагал большие надежды. Ведь первый премьер-министр страны Давид Бен Гурион приезжал в 23-м году в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную кустарно-промышленную выставку будучи профсоюзным лидером. Сохранились анкеты, таможенные документы и фото еврейского павильона. Но затем отношения с Москвой портятся. Вместо социализма Тель-Авив выбирает капитализм, дружить предпочитает с Вашингтоном, и главное – про сионизм не забывает.

«То есть Израиль выступал действительно за свободную, неограниченную иммиграцию евреев в Израиль. Для СССР это было неприемлемо по идеологическим соображениям, потому что, если открыть поезд для одной группы населения, то почему не для всех других, и плюс, как можно хотеть уехать из Советского Союза?» – отметила Людмила Самарская.

Израиль и арабские страны воют еще дважды, в 60-х и 70-х, но палестинскую проблему это никак не решает. Израиль растет экономически и технологически, постепенно расширяя зону своих поселений. А вот Палестина даже четкого статуса не имеет и теряет территории. Как именно, президент Турции Эрдоган в ООН показывает. Арабские земли зеленым цветом.

«Посмотрите на карту. Где был Израиль в 1947? И где Израиль сейчас? Особенно между 1949 и 1967 годами», – заявил Реджеп Тайип Эрдоган.

Долгое время основной политической силой местных арабов была Организация Освобождения Палестины, куда входит множество партий, включая ФАТХ. Ее лидером был Ясир Арафат, теперь Махмуд Аббас. Но в 87-м году создается новое движение ХАМАС, и говорят, не без помощи израильских спецслужб.

«Израильские спецслужбы создали так называемое боевое крыло, которое должно было помогать бороться с ячейками террористов в секторе Газа. К сожалению, произошел так называемый эффект Франкенштейна. То, что мы создали, повернулось против нас», – пояснил политолог, эксперт по безопасности и Ближнему Востоку Саймон Ципис.

Уже в год своего создания движение участвует в интифаде, то есть восстании, которое через несколько лет приводит к созданию Палестинской национальной администрации. А в 2006-м году ХАМАС и вовсе приходит к власти. Демократическим путем выигрывает парламентские выборы. Но отказывается признавать право Израиля на существование. В ответ Тель-Авив и его союзники не признают победу ХАМАС. Еще больше запутывает ситуацию раскол среди самих палестинцев: ХАМАС начинает вооруженную борьбу против ФАТХ. И теперь автономия разделена не только географически – западный берег реки Иордан и сектор Газа, но и политически.

«ФАТХ не имеет никакого влияния на ХАМАС, не имеет никакого влияния в секторе Газа. И вообще, если честно, в большинстве своем сейчас среди местного мирного населения ФАТХ не так уж популярен. Он теряет свои позиции каждый год», – сказал Мурад Садыгзаде.

До сих пор ФАТХ занимал куда более умеренную позицию.

«Мы с Аббасом уже давно на одной стороне. Мы даже были на одной стороне фактически с Ясером Арафатом до его смерти. Потому что Ясер Арафат и следом за ним Ахмуд Аббас, он же Аббумазен, они признают легитимность Израиля и признают право евреев проживать в Израиле», – подчеркнул Саймон Ципис.

Но сегодня говорить о компромиссе все сложнее. Есть еще одна болевая точка – святыни Иерусалима у каждого свои. В этом году столкновения между арабами и израильской полицией произошли на территории мечети Аль-Акса. Что, видимо, и довело противостояние до критической точки.