Палестина: жизнь без государства и радикализация

Масштабное обострение палестино-израильского конфликта произошло спустя 30 лет после подписания декларации о принципах мирного урегулирования. В сентябре 1993 года премьер Израиля Ицхак Рабин и лидер Организации освобождения Палестины Ясир Арафат в Вашингтоне одобрили документ, который был призван прекратить конфликт. В 1994 году была создана Палестинская национальная администрация. Это воспринималось важным шагом к формированию полноценного палестинского государства. Сейчас де-юре оно существует, его признают 138 стран ООН. Но на деле единства в Палестине нет.

Палестина: жизнь без государства и радикализация
© Zuma/ТАСС

Формально современную Палестину составляют две основные части: Западный берег реки Иордан и сектор Газа. Первую контролирует движение ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом. В Газе заправляет ХАМАС, боевики которого напали 7 октября на Израиль. Есть, по сути, две столицы: Рамалла на Западном берегу и, собственно, Газа.

Если кратко: в ХАМАС считают, что мирное урегулирование зашло в тупик и нужно снова воевать, в то время как ФАТХ выступает за продолжение переговоров и пытается вывести вопрос на максимально возможный международный уровень. ФАТХ за совместное существование израильского и палестинского государств, ХАМАС — против.

Некоторые территории, которые по плану ООН должны отойти независимому палестинскому государству, несколько десятилетий фактически контролирует Израиль.

Что представляет собой современное палестинское общество? Рассказывает руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Василий Кузнецов:

Василий Кузнецов руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук «Среди палестинцев есть палестинские интеллектуалы, есть палестинская интеллигенция. В Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан есть неплохие палестинские университеты. Но, конечно, вот эта ситуация с полной невозможностью самореализации, ситуация некоторой ущемленности в правах, которая существует и там, и там, — это очень тяжелая ситуация для этих людей. Среди них есть радикальные группировки, как тот же ХАМАС. Есть еще более радикальные, чем ХАМАС. Но это минимальный процент населения».

С 1967 года, после Шестидневной войны Восточный Иерусалим и Западный берег Иордана находятся под контролем Израиля. Большая часть международного сообщества считает, что Израиль оккупировал земли Палестины. Израильтяне парируют: это наша историческая родина. Этот аргумент в свою очередь оспаривают сами палестинцы. Население здесь порядка 3 млн человек, арабы — более 80%, евреи — около 15%.

Израиль частично отделил контролируемые им территории многокилометровой стеной и другими заграждениями. Периодически власти страны говорят о намерении присоединить к Израилю значительную часть Западного берега. Но даже союзники Израиля против этой идеи.

Палестинцы на Западном берегу говорят, что присутствие Израиля не дает их нации развиваться. Порой бывают проблемы даже с питьевой водой. При этом многие палестинцы уезжают в Израиль за несравнимо лучшими условиями жизни. По опросам, чуть ли не половина арабов региона готовы получить гражданство еврейского государства, если международное сообщества когда-то признает за ним эти земли.

Фактический контроль Израилем Западного берега Иордана и Восточного Иерусалима с его святынями — один из главных раздражителей для мусульманских стран региона. Несмотря на это, в отношениях арабского мира и Израиля в последние годы наблюдалась определенная нормализация, которая под угрозой из-за новой войны.

Вся территория частично признанного государства Палестина около 6000 квадратных километров. Отрезанный от основной части Палестины сектор Газа, из которого сейчас исходит главная угроза для Израиля, составляет всего 360 квадратных километров. Это одна седьмая Москвы. При этом в секторе Газа живут более 2 млн человек (всего в Палестине около 5,5 млн). Здесь высокая рождаемость и много молодого населения.

Продолжает руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде:

Ильгар Велизаде руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» «Это урбанизированный район — практически сплошь городские постройки. В Палестинской автономии часть местных жителей могут работать в том числе в Израиле и отправлять свои заработки в Палестинскую автономию. Там целый ряд институций, аффилированных с институциями израильского государства. В Газе этого не наблюдается. Газа живет исключительно за счет внешних дотаций, население по большей части безработное либо работает на каких-то локальных производствах для функционирования жизнеобеспечения. Это небольшие рестораны, кафе, торговые лавки, мастерские и так далее».

Сектор Газа инфраструктурно полностью зависит от Израиля. Решение израильских властей о блокаде этой территории означает гуманитарную катастрофу, говорят эксперты. Заблокированный со всех сторон регион во многом живет за счет поддержки по линии ООН и арабских государств.

По данным Международного валютного фонда, с 2007 по 2022 годы реальный ВВП на душу населения на Западном берегу Иордана вырос более чем на 50%, в Газе — снизился наполовину. Именно в 2007 году движение ХАМАС получило полный контроль над сектором Газа.