Возрожденная история: в Подмосковье прошел 15-й военно-исторический фестиваль «Прорывъ»
В минувшие выходные перед жителями и гостями Богородского округа оживала история. По улицам Ногинска маршировала колонна солдат и офицеров, словно сошедших со старых полустертых фотографий. В поле деревни Жилино гремели орудия, с победным криком мчались в атаку всадники, тяжело ползла по мокрой траве бронетехника. Так проходил 15-й межрегиональный военно-исторический фестиваль «Прорывъ», посвященный памяти 209-го пехотного Богородского полка Российской Императорской Армии и других наших соотечественников - участников Первой мировой войны.
«В этом году на фестиваль прибыли примерно 5 тысяч участников, в том числе 300 представителей различных военно-исторических клубов. География обширна: к мероприятию присоединились реконструкторы из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Самары, Вологды, Орла, Симферополя, Севастополя, Пензы, Уфы и других городов России, а еще из Республики Беларусь», - рассказал соучредитель фестиваля «Прорывъ», руководитель Центра патриотического воспитания университета «Синергия» Георгий Истомин.
Для понимания общей картины фестиваля стоит ознакомиться с исторической справкой. Так, 209-й пехотный Богородский полк был сформирован в июле 1914 года из кадра 1-го лейб-гренадерского Екатеринославского полка. В его состав вошли 2 803 человека из общего числа призванных солдат и офицеров Богородского уезда Московской губернии. Уже в августе 209-й пехотный Богородский полк попал на фронт в действующую армию, и 24 числа состоялось «боевое крещение» близ местечка Фридрихграбен-1 (сегодня это территория Калининградской области): усилиями воинов неприятель покинул свои позиции. 28 сентября полк попал в тыл немецких позиций около усадьбы Р. Урбантишитен и остался без связи с другими частями, практически без артиллерийского прикрытия. Враг вел шрапнельный и гранатный огонь, солдаты продолжали отражать атаки. Несмотря на проявленное мужество, позиции пришлось сдать. 209-й пехотный Богородский полк потерял около 1 тысячи убитыми, ранеными и пропавшими без вести. В январе-феврале 1915-го первый состав полка почти полностью погиб в ходе прикрытия отхода основных частей 53-й пехотной дивизии. Так как полковое знамя - главная святыня солдат и офицеров - было спасено, впоследствии полк восстановили и включили в XXIII армейский корпус. В 1916 году последовал Брусиловский (Луцкий) прорыв. Восстановленный 209-й пехотный Богородский полк тоже участвовал в этой масштабной операции, однако жителей Богородского уезда в нем уже не значилось…
Первый день фестиваля «Прорывъ» проходил в Ногинске. Участники военно-исторических клубов, которым спустя сутки предстояло выйти на поле боя, почтили память солдат и офицеров 209-го пехотного Богородского полка возложением цветов к местному мемориалу, посетили экскурсию по тематической экспозиции Ногинского музейно-выставочного центра и промаршировали по улицам города. «Интересно было наблюдать за жителями, которые как всегда спешили по своим делам, не видя неба над головой и не глядя по сторонам. А тут вдруг навстречу - колонна солдат и офицеров неизвестной, забытой войны, как из старой кинохроники. Развеваются знамена, идут сестры милосердия, звучат команды. Прохожие останавливались, прекращая свой суетный бег, смотрели и слушали. А еще священник на завершающей официальной части сказал, что, когда в начале дня он окроплял святой водой пришедших на молебен реконструкторов в форме Российской Императорской Армии, у него возникло ощущение, будто он благословляет воинов того самого 209-го пехотного Богородского полка», - поделился руководитель московского клуба военно-исторической реконструкции «4-й саперный Генералъ-Адъютанта Графа Тотлебена баталiонъ» Владимир Вепринцев.
А 1 октября основное действие переместилось на поле в деревню Жилино. Гости общались с реконструкторами, знакомились с их коллекциями снарядов, медицинских принадлежностей и других предметов той эпохи.
«Мы приехали из Республики Беларусь. Линия фронта пролегала и через нашу страну. Мы из тех мест, где лилась и немецкая, и русская кровь - город Поставы, озеро Нарочь... Поэтому о Первой мировой войне знаем с детства. Заниматься исторической реконструкцией - это не просто бегать по полю. Это огромная работа по поиску информации об интересующих событиях, о людях, которые в них участвовали», - рассказали участники фестиваля «Прорывъ», реконструкторы Сергей Казуро, Иван Степаненко и Егор Французов.
Кроме того, на фестивале почтили память историка и реконструктора Андрея Царева, который в 1993 году начал восстановление судьбы 209-го пехотного Богородского полка. Изучением и воссозданием боевого пути своих земляков активно занимались администрация округа, Ногинский музейно-выставочный центр и Военно-историческое общество «Курганъ» как раз в лице Андрея Васильевича. За реконструкцией в этом году наблюдали его жена и дочь.
В ходе самой военно-исторической реконструкции зрители увидели три ключевых эпизода судьбы 209-го пехотного Богородского полка: первый - сражения 1914-го в Восточной Пруссии, второй - отступление 1915-го и подвиг полкового священника Филофея (как раз-таки спасение полкового знамени), третий - Брусиловский прорыв. В первой половине дня поле заливал дождь, но к началу битвы среди осенней серости появилось солнце. Однако еще не раз ему приходилось теряться в густой завесе дыма, окутывающего зрительские трибуны и лесопосадки после очередного взрыва.
Участники военно-исторических клубов шли в атаку, отражали маневры противника, как это делали наши соотечественники больше века назад. Прямо перед глазами взрывались и загорались возведенные специально к фестивалю избушки, солдаты падали на траву, не добежав до окопа, в дыму мелькали силуэты всадников с оружием наперевес. «Одному Богу известно, сколько богородчан отдали свои жизни, защищая Отечество в той Великой войне (это раннее название Первой мировой). Их судьбы и имена еще ждет восстановление и изучение», - отметили на фестивале.
Организатором мероприятия выступила Корпорация «Синергия» в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание» при поддержке организации «Движение Первых» и ООО «Хартия».