Шатдаун в США: что ждет Америку и насколько это серьезно

1 октября в Соединенных Штатах с большой долей вероятности наступит так называемый "шатдаун", под которым подразумевается приостановка работы правительства и, как следствие, различных министерств. Как сообщает CNN, избежать парализации работы правительства почти наверняка не удастся: слишком глубоки противоречия в Конгрессе, члены которого не имеют ясного представления, как вырулить из этого пике.

Шатдаун в США: что ждет Америку и насколько это серьезно
© Российская Газета

Шатдаун случается тогда, когда конгрессмены не могут согласовать и принять бюджет на следующий финансовый год - в США он стартует 1 октября. Неспособность договориться по бюджету приводит к тому, что все государственные ведомства США оказываются в подвешенном состоянии: они попросту остаются без финансирования. Особенно сильно это бьет по сотрудникам этих ведомств, которые в кризисный период оказываются без зарплаты - а в случае США речь идет о без малого 4 миллионах госслужащих, которым, судя по всему, придется отправиться в неоплачиваемый отпуск до урегулирования ситуации.

Впрочем, в действительности говорить о приходе "темных времен" для Америки не приходится: в США подобные шатдауны уже давно находятся в порядке вещей. Достаточно сказать, что за минувшее десятилетие американцы сталкивались с шатдауном уже три раза: он объявлялся в 2013, 2018 и 2019 годах и уже стал своего рода американской внутриполитической традицией. За последние 50-60 лет шатдауны были чуть ли не при всех президентах США, а при некоторых - и не единожды (например, при Джимми Картере, Билле Клинтоне и Дональде Трампе). Причина лежит на поверхности: местные законодатели систематически не могут найти общий язык по вопросам бюджета, поэтому договориться им удается, как правило, только когда ситуация достигает абсолютного апогея.

В текущем году острые противоречия в Конгрессе проходят не только по традиционной линии республиканцы-демократы, но и внутри республиканского лагеря. Так, республиканцы крайне правых взглядов требуют уменьшения расходов правительства, т.е. хотят сокращения госбюджета. Одно из главных "яблок раздора" - это оказание дальнейшей помощи киевскому режиму, бессмысленным финансированием которого уже сыты по горло многие представители американского Конгресса. Одним из ярых противников выделения новых финансовых "подтяжек" для падающих "штанов" Украины является сенатор-республиканец Рэнд Пол, который настаивает на исключении из проекта временного бюджета (именно такой компромиссный вариант рассчитывают принять американские законодатели) пункта о помощи киевскому режиму.

Тем не менее, весь внешний драматизм ситуации вокруг потенциального шатдауна вовсе не подразумевает такой же драматичной развязки. Финал этой политической пьесы наверняка будет примерно таким же, как и при прошлых американских шатдаунах: рано или поздно конгрессмены договорятся. Вопрос лишь в том, как скоро. По прошлому опыту США, максимальным сроком правительственного простоя и безденежья госслужащих стали 35 дней во время шатдауна 2018-2019 годов. Для благополучия госслужащих это, безусловно, стало существенным ударом. Однако, ни к какому финансово-экономическому коллапсу США это, разумеется, не привело.

У американских законодателей есть инструменты для недопущения грядущего шатдауна. Эксперты считают, что наиболее вероятный вариант - это договоренность о временном продлении финансирования правительства (например, сроком на месяц), т.е. временный бюджет. Соответственно, эту отсрочку конгрессмены должны использовать, чтобы определиться с окончательной версией годового бюджета. Впрочем, если они все же не достигнут компромисса до 1 октября, и деятельность правительства временно встанет - это тоже не станет сюрпризом. Тем более с учетом важности момента: в 2024 году в США пройдут президентские выборы, поэтому накал межпартийного и внутрипартийного противоборства в Штатах ожидаемо высок.

Быть или не быть очередному американскому шатдауну - станет ясно уже в ближайшие дни и часы. Одно ясно уже сейчас: быть госслужащим в Соединенных Штатах - крайне неблагодарное дело.