Войти в почту

Сказать, что рост «довольно слабый», — ничего не сказать

«Даже если бы это всё обстояло именно так, как описывает господин канцлер, никакие «успехи», тем более такие сомнительные, никак не повлияют на общую картину, которая характеризуется приближающейся на всём ходу полной катастрофой в той же, к примеру, злосчастной химической промышленности».

В большом интервью Welt am Sonntag действующий канцлер Германии Олаф Шольц наконец-то сказал что-то внятное о состоянии экономики своей собственной страны. Правда, сделал это так, что всех окончательно запутал: для начала признав, что рост экономических показателей у Германии «довольно слабый» (мы бы сказали немного по-другому, но употребление ненормативной лексики на страницах RТ как-то особенно не приветствуется — ну да и ладно), и справедливо указав ряд причин, от коронавируса до войны на Украине и самообрезания экспорта в Китай, стал после этого в своём привычном стиле настаивать, что не надо «говорить об одном только кризисе».

На самом деле, типа, всё не так однозначно.

Песня, в общем, знакомая, но, к сожалению, излечению не особо способствующая.

Увы.

«В противном случае мы не увидим хороших моментов», — подчеркнул интервьюеру Welt am Sonntag Шольц. Причём в числе этих самых «хороших моментов» бундесканцлер отчего-то указал на строительство мощностей по производству аккумуляторов, инвестиции в развитие электромобилей (ага, это при официально-то заявленном переносе производства лидера в этой области немецкого автомобилестроения, заводов BMW, не куда-нибудь, а именно в США). И даже на производство полупроводников.

Ну да ладно.

Даже если бы это всё обстояло именно так, как описывает господин канцлер, никакие «успехи», тем более такие сомнительные, никак не повлияют на общую картину, которая характеризуется приближающейся на всём ходу полной катастрофой в той же, к примеру, злосчастной химической промышленности.

Тут, кстати, есть очень хорошая иллюстрация: немцы не просто так же жалуются на «настоящее засилье» на их рынках дешёвых и качественных русских сельскохозяйственных удобрений. Да что там немцы! В период с января по июль 2023 года даже совсем непримиримые США нарастили закупки удобрений из России до рекордных $944 млн. Причём в самих Штатах производство удобрений даже немного выросло, просто так замещается сельскохозяйственная «химия», ранее шедшая из государств ЕС.

Ну а об уходе из Германии системообразующего для её экономики BASF, наверное, в мировой прессе только самый ленивый не говорил.

Не лучше обстоят дела и в другом жизненно важном секторе —в металлургии, как чёрной, так и цветной: печи в лучшем случае гоняют вхолостую, выплачивая работникам сокращённые зарплаты (даже так дешевле, чем выпускать бессмысленную с точки зрения бизнеса и неконкурентоспособную продукцию) в ожидании лучших времён.

В худшем — просто гасят.

Прекрасно, видимо, понимая, что «лучшие времена» не наступят уже примерно вот совсем никогда.

И так, собственно, по всей производственной цепочке. Про проблемы BMW, выносящего производство электромобилей на перспективную платформу в Америке, а традиционных бензиновых и дизельных автомобилей, судя по всему, в Китай (они бы и к нам с большим удовольствием «вынесли», если бы не «политика»), мы уже выше вскользь упоминали. Так ведь и ещё одна бывшая гордость германского автомобилестроения, концерн Volkswagen AG, тоже постепенно перепрописывается в США.

И другие, не такие звонкие бренды тоже, в общем, как-то особо не отстают.

Да и вообще, напомним, даже по официальным данным статистического ведомства Германии, в I квартале ВВП федеративной республики снизился на 0,3% по сравнению с предыдущими тремя месяцами.

В годовом выражении показатель, кстати, снизился на 0,6%.

При этом в IV квартале 2022 года он также уменьшился на 0,5%, а во II квартале текущего года ВВП Германии просто не изменился по сравнению с первым. После чего в национальном статистическом ведомстве и вынуждены были сухо констатировать, что ведущая экономика Европы находится в официальной стагнации.

Если же смотреть другие различные промышленные и торговые индексы именно по реальному сектору, картина ещё страшней.

И если до поры до времени эти процессы ещё как-то демпфировались за счёт разного рода финансовых вливаний (как прямых дотаций, так и разного рода кредитования), то теперь и на это, в отличие от «помощи Украине», денег в Берлине вроде как никому особенно не дадут.

По крайней мере, всё в том же интервью Welt am Sonntag канцлер Олаф Шольц довольно прямо объявил, что не считает, что эти сложности вообще можно решить раздачей дешёвых кредитов.

И в некоторой степени, что самое удивительное, это действительно так.

Что тут можно сказать.

Есть такая старая русская (многие ошибочно полагают, что советская, но нет, это всего лишь переиначенная латинская Faber est suae quisque fortunae. — Д.Л.) поговорка про то, что каждый человек есть кузнец своего собственного счастья. И последние десятилетия приучили нас к тому, что в ней есть ещё и особый, скрытый и вполне себе иронический смысл.

Ну а если серьёзно, то происходящее в настоящее время с недавним лидером континентальной экономики экономическими терминами, вообще-то, не очень описывается, тут скорее подойдёт терминология из практической психиатрии.

В частности, именно там существует такое понятие, как «суицидальная идеация», то есть навязчивые мысли с осознанным намерением или планированием возможных вариантов совершения суицида.

Что касается рассматриваемого нами случая, то никаких фундаментальных причин для самоубийства ещё совсем, казалось бы, недавно показательно здоровой германской экономики просто не существовало. Причём сам Олаф Шольц призывает своих сограждан «сосредоточиться на хорошем».

И очевидной для сторонних наблюдателей симптоматики просто не замечать.

Ну что ж, возможно, это тоже решение.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.