Гостиницы "Украина" больше нет. Есть «Симферополь гранд отель»
Распложенный в самом центре столицы республики, один из самых престижных крымских отелей сменил название. Теперь гостиница «Украина» именуется «Симферополь гранд отель».
Да, в Москве отель «Украина» пока еще стоит. Однако самое большее, что за последние недели потеряла Белокаменная – несколько разбитых окон. Зато одиннадцать беспилотников и пять морских дронов, атаковавших полуостров совсем недавно, 14 сентября, кажутся сущей чепухой по сравнению с массированным ракетным налетом, когда пожар заполыхал на стратегическом Севморзаводе. Серьезные разрушения получили жилые многоэтажки у Южной бухты города русских моряков.
Украина бьет по полуострову практически каждый день, причем с каждым разом все сильней.
И при такой вот ситуации – по меньшей мере странным казалась бы видеть вывеску «Украина» в правительственном квартале Симферополя, буквально в двух шагах от Госсовета и Совмина РК.
В советские времена эта главная партийная гостиница принимала важных постояльцев. Много приезжало командировочной номенклатуры из Москвы, Киева и Ленинграда. Мощная крымская «оборонка» поддерживала тесные связи с городом на Неве. После развала СССР симферопольский Ukraina Hotel смог сохранить свое высокое реноме. Номера дороги, обслуживание на высоте.
Как заявлено, решение об официальном переименовании приняли нынешние собственники, которые «давно думали о переменах». Мол, политической подоплеки нет, с СВО никак не связано и вообще, пошли навстречу «желанию общественности».
На самом деле, можно было обойтись без ненужных фраз. Глава Общественной палаты Крыма Александр Форманчук напомнил, что свое первое название гостиница получила семь десятилетий назад, после передачи Крымского полуострова Украинской ССР. Крымчане называют это деяние Никиты Хрущева волюнтаристским и даже преступным актом.
Следующим кандидатом на переименование объявлена Республиканская универсальная научная библиотека, названная в честь западно-украинского писателя, поэта и публициста Ивана Франко. Шикарные библиотечные корпуса стоят на набережной симферопольской реки Салгир.
Главный библиотечный центр Тавриды получил имя уроженца Галичины тоже по личному настоянию Хрущева – вскоре после нелегитимного указа Президиума Верховного Совета СССР, по которому Крымскую область вывели из состава РСФСР и отдали Украине. Хотя даже по советскому законодательству требовалось голосование всего депутатского корпуса Верховного Совета страны. Голосование не провели, ну а волеизъявлением жителей Крыма тогда вообще никто не поинтересовался.
Еще прошлым летом предложение переименовать библиотеку громко прозвучало на заседании Ливадийского клуба Ялты, в рамках фестиваля «Великое русское слово». Инициативу поддержал член Совета Федерации РФ Сергей Цеков. Крымский сенатор заявил, что воспитывать подрастающее поколение на примере Ивана Франко не имеет смысла, поскольку он «ничем особенным не выделился с точки зрения сохранения культуры».
Спикер Государственного совета Владимир Константинов поручил региональным властям проработать вопрос. «Конечно, инициатива не вчера родилась, ранее уже обсуждали. Франко – совершенно искусственный персонаж, придуманный советской властью, его значение в литературе, мягко скажем, преувеличено. К тому же, никакого отношения к Крыму он в принципе не имел. И то, что наша базовая библиотека носит имя этого человека, который был гражданином Австро-Венгрии, как минимум странно», – заявил Константинов на заседании президиума республиканского парламента.
По его мнению, главная библиотека республики достойна носить имя русского философа, культуролога и естествоиспытателя Николая Данилевского, который жил и творил в Крыму, и похоронен в своем ялтинском имении Мшатка.
Тема с галичанином Франко получилась долгоиграющей. Серьезные вопросы уже идут из Евпатории. Тут именем Ивана Франко названы улица и парк микрорайона «Санаторный». И никого в хрущевские времена не смутило, что речь идет о всесоюзной детской здравнице, а этот персонаж был хроническим сифилитиком и латентным гомосексуалистом.
Тем временем общественники напоминают, что на полуострове установлены по меньшей мере пять больших памятников Тарасу Шевченко. Симферопольский бюст кобзаря – черный, реально страшный, прозванный в народе «спичкой» – в 90-х годах передан сюда как дар мэрии города Калуш Ивано-Франковской области. Кто не знает, совсем рядом с Калушем есть село Старый Угринов. Здесь родился Степан Бандера.
До недавнего времени площадка у западенского подарка считалась основным местом сбора проукраинских активистов Крыма. То же самое происходит в Севастополе. Открытый ровно двадцать лет назад, монумент прибыл сюда от ярого националиста, гражданина Канады украинского происхождения Василия Свентицкого.
2016 год, инициативная группа жителей Севастополя провела сбор подписей и обратилась к властям с просьбой демонтировать Шевченко. Горожане утверждали, это элемент украинского наследия, им чуждого. Тем более, опыт имелся. Сразу после победы Крымской Весны севастопольская бухта Омега распрощалась с монументом украинскому гетману Конашевичу-Сагайдачному.
Уроженец львовского Самбора, шляхтич Сагайдачный совершил ряд удачных морских походов против турок и Крымского ханства. Но по-настоящему прославился в Смутное время, когда захватил Москву в составе войск польских интервентов. Русские летописи полны свидетельств о диких зверствах его казаков, от мала до велика вырезавших десятки городков Московского царства.
Скульптуру гетмана аккуратно сняли с пьедестала, погрузили на трейлер и отослали в Киев. То же самое народ предложил устроить с Тарасом. Внезапно на защиту монумента выступила президент фонда «Холокост», общественный и политический деятель Алла Гербер. «Произведения Шевченко переведены на многие языки мира, прежде всего на русский. Потому сносить либо переносить в укромное место его памятник категорически нельзя», – громко восклицала московская правозащитница.
Как результат, восьмиметровый монумент на прежнем месте, прямо у Гагаринской райадминистрации. Местные чиновники явно не захотели связываться с влиятельной либералкой, экс-депутатом Госдумы. Правда, потом Алла Ефремовна подписала обращение против путинских поправок к Конституции и письмо в поддержку протестных акций оппозиции Белоруссии. Но ведь это другое?
Вслед за Симферополем и Севастополем памятник Шевченко был открыт в Керчи. Находящийся рядом парк тоже назвали в честь «кобзаря». Далее пришел черед солнечной Евпатории. Угрюмый поэт уселся на одноименной улице рядом с проспектом Ленина. Знаковая подробность. Один из украинских БПЛА упал за несколько кварталов от евпаторийского «Мемориала Тарасу Григорьевичу Шевченко».
Наконец, зимой 2007-го последнего установили в Ялте. Понятно, в одноименном сквере, прямо в центре курортной столицы Южнобережья. Автором стал известный украинский скульптор из Виннипега. Спонсором выступила супружеская пара из Торонто, доктор Василий Иваницкий и Наталия Бундза – ближайшие потомки боевиков ОУН-УПА*, эмигрировавших в Канаду.
Большой вопрос, имеют ли все эти скульптуры хоть какое-то отношение к культурному наследию российского Крыма? Очень сомнительно. Зато однозначно продолжают работать на бандеровскую идеологию.
Например, ялтинцы напоминают, насколько верно описал натуру этого идола украинства Олесь Бузина в своей знаменитой книге «Вурдалак Тарас Шевченко». Убитый киевскими террористами, сам Бузина любил и часто навещал Ялту. Здесь у него огромное количество поклонников, оценивших литературный талант Олеся и гражданскую позицию, от которой наш современник не отказался даже перед лицом гибели.
Сейчас общественники требуют увековечить Бузину – причем именно на ЮБК, где он неоднократно бывал. Лучшим местом соцсети Ялты называют городской сквер имени Шевченко. Ну, а 2,5-тонную бронзовую фигуру из Канады отправить обратно за океан.
* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.