"При ликвидации последствий культа личности вопросам национальной политики не уделено достаточно внимания"
Главнейшей из проблем была судьба ранее депортированных народов. В 1954-1956 гг. были сняты ограничения по спецпоселению с граждан немецкой, греческой, иранской и турецкой национальности, чеченского, ингушского и карачаевского населения. В январе 1957 г. была воссоздана Чечено-Ингушская АССР; в феврале 1957 г. образована Калмыцкая АО (годом позднее ставшая автономной республикой) и т.д.
"В защиту справедливости"
В то же время в восстановлении автономии было отказано крымским татарам и поволжским немцам. Процесс восстановления Крымской АССР и массовой репатриации крымских татар на полуостров был заблокирован 6-м пунктом постановления Президиума ЦК КПСС от 24 ноября 1956 г., признавшим нецелесообразным предоставление автономии, "имея в виду, что бывшая Крымская АССР не была автономией только татар, [...] и что в составе РСФСР имеется татарское национальное автономное образование - Татарская АССР, а также то, что в настоящее время территория Крыма является областью Украины и заселена".
Крымские татары - члены КПСС и ВЛКСМ, а также представители интеллигенции, пытались изменить ситуацию, создавали инициативные группы, подавали петиции, пытались встречаться с руководством страны1. Авторы зачастую высылали копии писем во власть видным советским деятелям, которые, как ошибочно представлялось подписантам, могли повлиять на положительное решение их требований. Так ряд писем крымских татар (док. N 1, 4) оказался в личном фонде близкой сподвижницы В.И. Ленина Елены Дмитриевны Стасовой (1873-1966).
А. Бондарович. Плакат "Крепка и неразрывна дружба народов СССР". 1937 г.
Другим болезненным явлением, решительной борьбы с которым требовали авторы обращений на имя Стасовой и Н.С. Хрущева, являлся антисемитизм в советском обществе. Антисемитские настроения в 1950-е гг. имели массовое распространение, причем зачастую носителями их выступали интеллигенция и номенклатура2. На популярность юдофобии в писательской среде неоднократно обращала внимание Е.Д. Стасовой и других видных советских деятелей старая революционерка Р.З. Розовская3 (док. N 2).
"Шумиха о добровольном присоединении"
Одной из характерных примет советской идеологии со второй половины 1930-х гг. были исторические концепции, призванные обосновать прогрессивный и мирный характер присоединения народов к России. Особое внимание уделялось созданию республик и автономий в рамках Советского Союза: отмечались 5-летия, 10-летия, 15-летия республик и т.д.4 Для 1950-х гг. характерны торжественные празднования вхождения народов в состав Российского государства. Например, в 1956 г. отмечалось 200-летие вхождения алтайцев в Россию, в 1957 г. - 400-летие присоединения Кабарды и 325-летие вхождения Якутии в состав России.
В октябре 1957 г. житель поселка Хрущев5 из Кировоградской области УССР А.И. Почтивый отправил письмо Н.С. Хрущеву с резкой критикой подобных юбилеев со ссылкой на Ленина (док. N 3). В ЦК КПСС с документом ознакомились, но по результатам беседу с автором было поручено провести райкому партии. Череда празднеств продолжилась: в 1958 г. отмечали 400-летие добровольного присоединения Удмуртии и 250-летие присоединения Хакасии, в 1959 г. - 300-летний юбилей отметили в Бурятии и т.д.
Такие торжества были обоюдовыгодны и для Центра, и для регионов. Они считались важной идеологической конструкцией по консолидации советского общества и были серьезным поводом для щедрых наград и финансовых вливаний6. Историческая корректность формулировок о "добровольности" присоединения негласно признавалась вторичной, хотя научная экспертиза обоснованности торжеств иногда проводилась7.
N 1. Письмо крымско-татарской молодежи Ташкента в Верховный Совет СССР
30 января 1957 г.
Копия8
Сессии Верховного Совета СССР
От имени крымско-татарской молодежи мы, студенты Ташкента, направляем это письмо высшему органу государственной власти - Верховному Совету Союза ССР.
Мы обращаем внимание Верховного Совета на то положение, когда в стране, которая впервые в истории человечества обеспечила равноправие и свободу всех наций, до сих пор не ликвидирована величайшая несправедливость в отношении крымских татар, которая была допущена во времена Берии и др.
Известно, что по злостным наветам крымско-татарский народ был обвинен в общенациональной(?!) измене и выслан из родной земли. Были попраны принципы ленинской национальной политики, в пустую бумажку были обращены первые декреты советской власти, игнорировалась Советская конституция.
Письмо крымско-татарской молодежи Ташкента в Верховный Совет СССР.
Подобной же участи были подвергнуты и некоторые другие малые народы.
ХХ съезд партии призвал к полной ликвидации результатов преступлений Берии и др., принял меры по восстановлению социалистической законности, по восстановлению ленинских норм.
Возвращается родина чеченцам, калмыкам и другим.
Но никаких мер не принято по возвращению на родную землю, в Крым, нашего народа. Напротив, имеют место попытки узаконить изгнание целой социалистической нации из родных мест, с которыми связана вся история народа.
Иногда приходится читать высказывания некоторых историков о том, что, якобы, Крым не является родиной крымских татар, предки которых пришли туда много веков назад. Но ведь именно в Крыму под влиянием местных условий образовалась нация, называемая теперь крымскими татарами. Наши обычаи, народные легенды, музыка, наш язык, наше национальное самосознание тесно связаны с Крымом и только с Крымом. Отождествление крымских татар с волжскими татарами основано на недоразумении, которое легко рассеять, прочтя хотя бы энциклопедию. Культура крымских татар самобытна и развилась такой, какой она является, именно в Крыму, на земле наших дедов и отцов. И вот наш народ хотят лишить земли, которая создала его, которая живет в его легендах и песнях своей второй жизнью.
Мы не будем здесь напоминать о тех законах советской власти, которые обеспечили равноправие большим и малым народам. Эти законы дали нам наше будущее, как и все народы, наш народ получил свободу только после 1917 года.
Но эти законы, основа социалистического государства, попирались шайкой Берии, и весной 1944 года, когда еще в памяти крымско-татарского народа были живы ужасы фашистской оккупации, наш народ по обвинению в измене был изгнан из Крыма.
Разве не крымские татары были партизанами, разве не крымско-татарские деревни сносились с лица земли карательными отрядами, разве не сыны нашего народа совершали подвиги на фронтах?! И вот народ, вина которого заключалась только в том, что он мал, был опять обречен на мучения.
Теперь мы твердо знаем, что всё это было спровоцировано врагами народа, которые старались разжечь национальную вражду. Ответственность за вымершие в 1944 году семьи, за искалеченную жизнь многих тысяч, за оскорбления, за седые головы юношей, которые попадали в тюрьму за желание учиться в институтах - за все это ответственность падает на презренную банду Берии. После разоблачения преступной деятельности этих демагогов нашему народу стало свободней. Сын получил возможность после многолетней разлуки увидеть свою мать, живущую в нескольких часах езды; спала волна национальной дискриминации. Теперь наша молодежь учится во всех вузах страны. В прошлое ушли позорные времена. Но гарантией того, что все эти ужасы не повторятся, мы считаем полную общественную реабилитацию крымских татар, воссоздание Крымской АССР.
Фонтан "Дружба народов" на ВДНХ. 1950-е гг.
Отчизна наша - вся советская страна. Наши молодые специалисты готовы честно трудиться и на Крайнем Севере, и на Дальнем Востоке, и в целинных степях. Но как работающий в Таджикистане волжанин считает своей родиной Волгу, как украинцу на Камчатке дорога родная Полтава, как грузин, служащий в Балтийском флоте, приезжает в солнечную свою страну - так и мы хотим, чтобы нам вернули нашу древнюю родину, наш изумрудный остров - родной наш Крым.
Сознавая ответственность перед грядущими поколениями за свою историю, за культуру, за язык, мы вместе со всем народом требуем скорейшего возвращения крымско-татарскому народу его родины, требуем восстановления Крымской Автономной Советской Социалистической Республики.
Мы молоды, полны творческих сил, полны горячего желания трудиться во имя великих идей марксизма-ленинизма. И мы верим в то, что вскоре вновь обретем право жить в дружной семье советских народов в полноправной Крымской республике - право, которое нам дал великий Ленин, дала Советская Конституция.
В этом письме мы обращаемся к партийной совести коммунистов, к гражданской совести всех депутатов.
Верните нам Родину!
Всего 152 подписи.
РГАСПИ. Ф. 356. Оп. 2. Д. 57. Л. 2-3 об. Копия. Рукописный текст.
N 2. Письмо Р.З. Розовой-Розовской
12 октября 1957 г.
К Елене Дмитриевне Стасовой,
Софии Сигизмундовне Дзержинской,
Глафире Ивановне Окуловой-Теодорович9,
Николаю Михайловичу Швернику,
Андрею Андреевичу Андрееву,
Разуваеву и всем тем,
кто подписал приветствие
ХХ-му съезду КПСС
Мой призыв
15 октября - день рождения Стасовой Елены Дмитриевны, и этот день я намереваюсь ознаменовать не пышными хвалами ей, не перечислением всех достоинств и заслуг нашего Primus inter pares10, а призывом к борьбе с антисемитизмом, этим страшным, позорным пятном, покрывающим наши дни после великих революционных побед.
Я двадцать лет жила при царской власти и училась в царских школах. Двадцать лет я жила при Советской власти и проникала в самые глубины народных масс. И двадцать лет моих прошли в тюрьмах, лагерях и ссылке рядом с самыми отъявленными преступниками, но нигде и никогда за все эти годы я не встретила такой черной бездны - преступной и гнусной, такого антисемитизма, как здесь - среди писателей.
Простому русскому человеку - рабочему иль крестьянину чужда и непонятна национальная вражда. Он знает только, - хорош или плох человек, - так по всей стране от края до края.
Этой дикой болезнью, истребляющей всю веру и все лучшее в человеке, заражены предводители прожорливого мещанства, которые пробираются к самому сердцу культуры. С партбилетом за одной пазухой, с черным знаменем союза русского народа за другой, они пристраиваются на задворках литературы и искусства.
Как невозможно штыком или пулей бить в тифозную вошь, так неприемлемо такое оружие против всей "шовинистической швали"11.
Разворот про дружбу народов из советского учебника.
Только вмешательство общества, только приговор людей, историей поставленных в первые ряды жизни, может уничтожить эту вошь, всасывающуюся в восприимчивое тело русского народа. Вы, только вы ответственны за это черное пятно ваших дней. И вы, только вы призваны и обязаны стереть этот позор с лица революционной земли.
Если в вас не угасла еще революционная совесть, если в вас жива еще память о прошлых героических годах, вы первые обязаны поднять камень против этих остатков черной контрреволюции. Хоть бы пришлось вам для этого создать разные общества, вроде: "Общество рыцарей революционного духа", "Общество защиты революционных идей" или "Общество равных" и т.д., т.д. Но боритесь, боритесь и боритесь.
"И один в поле воин"! А вас много еще.
(подпись) Р. Розова
РГАСПИ. Ф. 356. Оп. 2. Д. 58. Л. 6. Подлинник. Машинописный текст, рукописная правка, подпись - автограф.
N 3. Письмо А.И. Почтивого Н.С. Хрущеву
24 октября 1957 г.
Уважаемый тов. Хрущев.
За последнее время в печати и по радио было проведено несколько юбилейных кампаний, посвященных так наз. добровольному присоединению к бывшей Российской империи многих народов, входящих сейчас в состав СССР.
На мой взгляд, все эти кампании являются не только совершенно излишним, но и вредным делом, что и побудило меня написать это письмо.
Утверждение о добровольности присоединения ряда независимых народов к феодальной Российской империи является весьма и весьма сомнительным. Каждый, кто хоть сколько-нибудь знаком с историей, знает, что русской феодальной монархии приходилось вести длительные завоевательные войны (Кавказ, Польша, Средняя Азия и др.). Утверждение о добровольном вхождении, например, Якутии в состав России вызывает неловкую улыбку, так как общеизвестно, что не Якутия вошла в состав России, а русские вошли в Якутию.
Во-вторых, вся эта шумиха о добровольном присоединении противоречит ленинизму. Известно, что Ленин называл царскую Россию тюрьмой народов. А у нас получается, что бывшая Российская империя - это не тюрьма, а какой-то добровольный союз добровольно объединившихся народов, какое-то своеобразное содружество наций. Нелепость всего этого бьет в глаза.
В-третьих, вся эта добровольно-объединительная шумиха умаляет и принижает международное значение Октябрьской революции и интернационально-освободительной роли партии большевиков. Общеизвестно, что только социалистическая Октябрьская революция, ликвидировав национальный гнет, создала возможность действительно добровольного объединения народов России в единое государство. Только социалистический характер Октябрьской революции создал такую возможность. А у юбилейщиков выходит, что организатором добровольного Союза народов был не победоносный пролетариат бывшей Российской империи, не большевистская партия, а что организатором добровольного союза наций был русский царизм, тот самый царизм, который Ленин назвал "военно-феодальным империализмом". Бесподобно!.. бесподобно! Так бесподобно, что даже... неудобно.
И особенно неудобно теперь, когда весь мир готовится к юбилею Октября.
Е.Д. Стасова (1873-1966).
Далее.
Авторы и организаторы вышеуказанных юбилейных кампаний, очевидно, думают, что проведение корней дружбы современных советских народов, так сказать, вглубь веков усилит сближение этих народов теперь и поэтому является лучшей формой работы в области национальной политики.
Но это совершенно неверно. Как раз наоборот.
Вся эта бюрократическая возня вокруг добровольности, воссоединения и тому подобного отвлекает внимание и подменяет собой действительно необходимую воспитательную работу по преодолению пережитков национальной розни.
Известно, что национальная рознь является одним из наиболее труднопреодолимых пережитков эксплуататорского строя. Было бы ошибочно думать, что с ликвидацией эксплуатации национальная рознь ликвидируется сама собой, так сказать, самотеком. Пока будут существовать нации - будет место для национальной розни, если не проводить постоянной, неуклонной, настойчивой борьбы с каждым проявлением националистических и шовинистических предрассудков, если постоянно и неуклонно не воспитывать каждого человека в духе интернационализма и дружбы с людьми других наций.
К сожалению, вместо того, чтобы работать непосредственно с людьми, бороться, проповедовать и укреплять дружбу между людьми разных наций, работающих на одном предприятии, служащих в одной роте, живущих в одной квартире или общежитии и тому подобное (то есть, именно там, где все еще имеются старые, очень живучие предрассудки национальной розни), наши партийные органы занимаются организацией парадной шумихи с официальными речами официальных деятелей, награждением некоторых из них, неизбежным в связи с этим ажиотажем и тому подобным, и совсем (или почти совсем) не занимаются вопросами конкретного интернационального воспитания не только населения, но даже и своих членов; совсем (или почти совсем) не реагируют на конкретные случаи проявления национальной розни, шовинизма и национализма. В этом легко убедиться, проверив материалы о работе низовых парторганизаций любого города или предприятия.
Дружбу народов недостаточно только провозгласить. Ведь и английские империалисты называют свою колониальную империю "содружеством наций".
За действительную, а не декларативную дружбу народов надо упорно и систематически бороться против всей силы тысячелетних предрассудков; бороться настойчиво, внимательно, чутко и, я бы даже сказал, деликатно.
В этой борьбе совершенно недопустимы ни малейшая фальшь, ни малейший формализм. А ведь все эти "добровольно-объединительные" юбилейные кампании как раз и являются таким фальшивым и формально-бюрократическим делом, нелепым и никому не нужным.
Но и это еще не всё. Все эти антиленинские, антиисторические, фальшивые разговоры о "добровольности" и тому подобном прямо вредят интернациональному воспитанию и тем, что порождают и усиливают шовинизм.
В самом деле, чем можно объяснить, что совершенно разные народы, в совершенно разное время, в совершенно разных исторических условиях стремились к добровольному присоединению именно к России, присоединению, которое несло им национальный, религиозный, политический и экономический гнет?
Это можно объяснить, если признать, что русские помещики, купцы и чиновники были лучше, добрее, гуманней, благородней, что ли, таких же угнетателей других империалистических наций. Но ведь это и есть чистейший великодержавный шовинизм. Ведь это и есть то самое оправдание "своих" империалистов, которое Ленин считал самым вредным оппортунизмом в национальном вопросе.
Ясно, что такого рода "пропаганда" дружбы народов может только лить воду на мельницу шовинизма и тем самым способствовать усилению местного национализма и национальной розни вообще.
Одним из самых тяжелых и, пожалуй, наиболее трудно устранимых последствий культа личности И.В. Сталина явился рост шовинизма и антисемитизма, дошедший до такого позорного дела как процесс врачей. Интернациональное воспитание трудящихся свелось к высокопарному провозглашению дружбы народов в теории и на словах и дискриминации на практике.
К сожалению, на мой взгляд, при ликвидации последствий культа личности вопросам национальной политики не уделено достаточно внимания.
Весь наш народ, все мировое коммунистическое движение, все прогрессивные люди с глубоким вниманием и сочувствием относятся к Вашей смелой и решительной борьбе против отклонений от ленинских принципов в политике КПСС и в деле строительства социализма и коммунизма в нашей стране и странах народной демократии.
Хочется надеяться, что в недалеком будущем и в области национальной политики ленинские принципы окончательно восторжествуют.
(подпись) / Почтивый А.И. /
поселок Хрущев Новогеоргиевского района Кировоградской обл.
Шлюзовая улица, дом N 10, кв. 5[12].
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 96. Д. 7. Л. 2-5 об. Автограф.
Письмо Т.Ш. Дагджи Е.Д. Стасовой.
N 4. Письмо Т.Ш. Дагджи от имени группы крымских татар Е.Д. Стасовой
25 декабря 1964 г.
Уважаемая Елена Дмитриевна! С Новым годом!!!
Нам очень неловко беспокоить Вас, но мы вынуждены сделать это. Вот уже месяц мы, крымские татары, приехавшие из разных городов Советского Союза, добиваемся приема в ЦК КПСС и Верховном Совете СССР.
20 лет назад, в годы культа личности И.В. Сталина, наш народ обвинили в измене и выслали в Среднюю Азию. Несколько раз представители нашего народа приезжали в Москву, чтобы просить реабилитации крымских татар и возвращения их на Родину. По поручению Н.С. Хрущева их принимали тт. Микоян, Георгадзе, Палецкис13 и др. Все они отнеслись к нам сочувственно, но дело с места не сдвинулось. Говорят, что Н.С. Хрущев даже заявил однажды: "Пока я жив, татары не будут жить в Крыму". И это говорил человек, считающий себя ленинцем.
Наше положение сейчас немногим лучше, чем 10 лет назад. В Крыму ведется активная пропаганда против татар. Нас не прописывают там. А если кто-нибудь из нас поедет туда отдыхать без путевки, его выдворяют оттуда в 24 часа.
Наш народ потерял за это время язык, культуру - все, что приобреталось веками. Больше того, нас самих убеждают в том, что крымских татар в природе не существует. Мы не попали в списки переписи населения, а в Узбекистане само слово "крымский татарин" запрещено цензурой. И это в нашей стране!
Детский ансамбль "Дружба".
Тех товарищей, которые приезжали в Москву в 1956-1958 гг., сурово наказали. Пытались даже исключить из партии.
Решив, что обстановка после ухода Н.С. Хрущева несколько изменилась, мы решили снова обратиться в ЦК КПСС и Верховный Совет СССР с просьбой о реабилитации нашего народа. Но никто из руководящих работников нас не принял. Заведующий приемной Верховного Совета СССР тов. Скляров прямо сказал нам, что никто нас принимать не будет, потому что старое решение остается в силе. В ЦК КПСС нам сказали то же самое.
На днях мы были в мавзолее Владимира Ильича. 15 здоровых мужчин плакали как дети. Да, если бы был жив Ильич!..
И тут же мы решили обратиться к Вам, к человеку, так близко знавшему его, человеку, который через многие годы донес до нас теплоту его сердца, жар его души.
Уважаемая Елена Дмитриевна!
От имени нашего народа, от имени стариков и детей, мужчин и женщин, от имени тысяч наших героев, павших в борьбе с фашистскими захватчиками, убедительно просим Вас помочь нам реабилитировать крымских татар. Реабилитировать живых и мертвых.
Ленинская национальная политика должна восторжествовать до конца!
С глубоким уважением к Вам.
Желаем Вам в Новом году самого наилучшего.
По поручению товарищей, приехавших в Москву, (подпись) Дагджи Т.Ш.
РГАСПИ. Ф. 356. Оп. 2. Д. 57. Л. 5-6. Автограф.
Публикуемые документы хранятся в личном фонде Е.Д. Стасовой (Ф. 356. Оп. 2) и документах подотдела писем Общего отдела ЦК ВКП(б)/КПСС (Ф. 17. Оп. 96).
Публикацию подготовил заместитель начальника отдела РГАСПИ Евгений Григорьев.
1. См.: Пыжиков А.В. Хрущевская "оттепель". М., 2002. С. 186-188; Бекирова Г. Крымско-татарская проблема в СССР (1944-1991). Симферополь, 2004. С. 70-82 и др.2. Подробнее см.: Костырченко Г.В. Тайная политика Хрущева: власть, интеллигенция, еврейский вопрос. М., 2012.3. Розовская (Розова, по мужу - Богрова) Роза Захаровна (?-1959)][ -революционерка, член РСДРП(б) с 1912 г., участница Гражданской войны, позднее на работе в ВЦИК. Литератор (псевд. О. Гюль). Репрессирована в конце 1930-х гг., реабилитирована.4. Частота юбилеев советских республик и автономных областей, в ходе которых расходовались значительные средства, вызвала еще при Сталине в 1950 г. недовольство ЦК ВКП(б), постановившего проводить юбилеи "при наличии выдающихся достижений в работе юбиляров только лишь в дни двадцатилетия, пятидесятилетия, столетия". - Советская национальная политика: Идеология и практики. 1945-1953. М., 2013. С. 247.5. Ныне Светловодск.6. См.: Советская национальная политика: Идеология и практики. С. 13-15; Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ в. М., 2006. С. 271.7. Выдающийся советский этнограф С.А. Токарев писал в дневнике 11 мая 1956 г.: "...[был] в ЦК для обсуждения вопроса о праздновании "300-летнего юбилея" "добровольного присоединения" бурят к России; это предложение бурят-монгольских властей, довольно слабо обоснованное (они хотят приурочить юбилей к 1957 г., но дата эта произвольна...)". - Токарев С.А. Из дневников // Благодарим судьбу за встречу с ним (О С.А. Токареве - ученом и человеке). М., 1995. С. 227.8. Обращение крымско-татарской молодежи сессии Верховного Совета СССР было приложено к их письму Стасовой. - РГАСПИ. Ф. 356. Оп. 2. Д. 57. Л. 1.9. Дзержинская Софья Сигизмундовна (1882-1968) - супруга Ф.Э. Дзержинского; Окулова-Теодорович Глафира Ивановна (1878-1957) - супруга известного большевика И.А. Теодоровича.10. Первый среди равных (лат.). Имеется в виду солидный партийный стаж Стасовой, которая стояла у истоков РСДРП.11. Прим. автора от руки: "слова Ленина".12. К письму приложена справка с подписями-автографами секретарей ЦК КПСС, ознакомившихся с документом: А.Б. Аристова, П.Н. Поспелова, Л.И. Брежнева, Е.А. Фурцевой, М.А. Суслова и др. На обороте последнего листа резолюция А. Черняева: "ЦК КПСС. Через Отдел науки ЦК КП Украины Новогеоргиевскому райкому партии поручено провести беседу с т. Почтивым по поводу его письма". Анатолий Сергеевич Черняев (1921-2017) - в 1986-1990 гг. член ЦК КПСС и помощник М.С. Горбачева по международным делам. В 1950-е гг. А.С. Черняев работал на кафедре новой и новейшей истории истфака МГУ и инструктором Отдела науки и вузов ЦК КПСС. Его личный фонд хранится в РГАСПИ (Ф. 794).13. Георгадзе Михаил Порфирьевич (1912-1982) - секретарь Президиума Верховного Совета СССР в 1957-1982 гг.; Палецкис Юстас Игнатович (1899-1980) - заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР в 1941-1966 гг.