Войти в почту

О жизненном подвиге архиепископа Серапиона

Mногие талантливые люди родились на балашихинской земле. Но пожалуй, самым стародавним нашим земляком можно считать святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, жившего в конце XV — начале XVI веков. Он родился в семье священника в селе Пехорка (ныне квартал Пехра-Покровское городского округа ), которое размещалось, как говорится в летописи, в двадцати поприщах от . Поприще — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний. Храм в селе Пехра-Покровское — один из древнейших на нашей земле. Первые сведения о нём можно найти ещё в рукописном Троицком патерике. «Обученный грамоте на седьмом году, Серапион рано хотел расстаться с миром, — сказано в Троицком патерике. — Но родители его заставили вступить в брак, и он принял сан священства; через год после брака супруга его скончалась». Некоторое время будущий архиепископ служил священником в Покровском храме, заменяя своего престарелого отца. Так на Балашихинской земле и начался путь служения одного из самых известных русских святых. До начала ХХ века в селе Пехра-Покровское, кроме каменной Покровской церкви, существовали две деревянные часовни на месте бывших здесь некогда в древности храмов. В каком-то из них и начинал свой путь Святитель Серапион. Когда же скончались его родители, Серапион, как написано в летописи, «отпустил на волю рабов отца своего», имущество раздал бедным и поступил в Успенский Стромынский монастырь, который, как и Пехра-Покровское, располагался на Стромынской дороге. Здесь он был избран игуменом обители, которая впоследствии стала называться его именем — Серапионовой пустынью. В 1490 году Серапион переселился в обитель Преподобного Сергия при игумене Симоне. А в 1495 году он становится игуменом Троице-Сергиевой лавры. У деда — Великого князя Ивана III Васильевича — тогда ещё игумен Серапион пользовался большим уважением. В летописях описывается такой случай. По ходатайству святого Серапиона Иван III помиловал осуждённых на казнь. А однажды три боярыни были обвинены в волшебстве, и Иоанн повелел их сжечь. Однако Серапион, уверенный в невиновности женщин, после усердной молитвы к Пресвятой Троице пришёл к великому князю и убедил его отменить несправедливый приговор. В 1506 году Серапион был избран архиепископом Новгородским. Это было тяжёлое для древнего города время. Три осени подряд в Великом Новгороде свирепствовала моровая язва (чума), во время которой, согласно третьей Новгородской летописи, умерли более 15 тысяч человек. А в августе 1508 года страшный пожар уничтожил чуть ли не весь древний город. Огонь бушевал двое суток, сгорели 3 315 новгородцев. Во время всех этих событий архиепископ, как пишется в летописи, не переставал возносить молитвы, испрашивая милости у Бога. Однажды Святитель, совершая крестный ход вокруг города, велел за один день поставить церковь во имя Похвалы Богородицы на Детинце (детинец — крепость) и в тот же день, 15 октября, освятил «обыденный» храм. В то время молитвами Святого Серапиона Господь Бог исцелил трёх человек: слепого, расслабленного и бесноватого. После этих чудес смертоносная язва немедленно прекратилась. Были и другие чудеса. Однажды приполз в трапезную хромой, прося у Серапиона милости. Тот велел его для начала накормить, а потом, как говорится в Троицком патерике, «вздохнув из глубины сердца, святитель воззрел на икону Спасову, написанную над дверьми палаты, в которой готовилось угощение, и, помолившись со слезами Господу, сказал хромому: “Во имя Господа нашего , встань на ноги твои!”». Тут же хромой, отбросив костыли, поднялся на ноги и подошел к архиепископу, а владыка благословил его. Последние годы жизни Святителя прошли непросто. В июле 1509 года на Соборе он поссорился с преподобным (Волоколамским). Архиепископ Серапион подверг его церковному запрещению за то, что во время эпидемии тот без благословения удалился за пределы епархии. Но Великий князь Василий Иоаннович принял сторону Иосифа. В итоге Серапион был осуждён, уволен от управления епархией и сослан в Спасо-Андроников монастырь в Москве. В 1511 году Серапион был освобождён от заточения и примирился с игуменом Иосифом. Да и великий князь Василий Иоаннович смиловался и позволил Владыке Серапиону переселиться в Троице-Сергиев монастырь, где он и провёл остаток своих дней. Скончался он 16 марта 1516 года в Сергиевом Посаде со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!». Нетленные мощи его и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате в Троице-Сергиевой лавре. К лику святых святитель Серапион причислен в 1559 году, когда святые мощи его были обретены нетленными. С именем святителя Серапиона связывают многие чудеса и в Троице-Сергиевой лавре. В 1608 году, во время осады Лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, молящимся с воздетыми руками пред иконой Пресвятой Богородицы со словами: «О всепетая Мати, от всякия скорби избави нас!». В Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры есть Серапионова палата. Она находится рядом с серебряной ракой святого . Здесь упокоены три настоятеля Лавры: Иоасаф, митрополит Московский, Дионисий Радонежский и Серапион, архиепископ Новгородский, по имени которого и названа часовня. Немногие знают об этом необычном месте, где когда-то была келья Сергия Радонежского, к которому здесь, по преданию, воочию являлась Богородица. В Серапионовой палате хранятся не менее 500 артефактов православия. Начало этому собранию было положено ещё в дореволюционные времена. А.Н. Муравьев в 1850 году принес из кисть правой руки архидиакона Стефана и камень от гроба Господня, пожертвованные им Свято-Троицкой лавре и положенные по благословению святителя Филарета в Серапионовой палате. Среди артефактов — мощи Андрея Первозванного, святителя Николая, крест с частицей Христовой крови, кость целителя и великомученика Пантелеймона, часть одеяния Богородицы, крест-мощевик Сергия Радонежского.