О жизненном подвиге архиепископа Серапиона
Mногие талантливые люди родились на балашихинской земле. Но пожалуй, самым стародавним нашим земляком можно считать святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, жившего в конце XV — начале XVI веков. Он родился в семье священника в селе Пехорка (ныне квартал Пехра-Покровское городского округа Балашиха), которое размещалось, как говорится в летописи, в двадцати поприщах от Москвы. Поприще — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний. Храм в селе Пехра-Покровское — один из древнейших на нашей земле. Первые сведения о нём можно найти ещё в рукописном Троицком патерике. «Обученный грамоте на седьмом году, Серапион рано хотел расстаться с миром, — сказано в Троицком патерике. — Но родители его заставили вступить в брак, и он принял сан священства; через год после брака супруга его скончалась». Некоторое время будущий архиепископ служил священником в Покровском храме, заменяя своего престарелого отца. Так на Балашихинской земле и начался путь служения одного из самых известных русских святых. До начала ХХ века в селе Пехра-Покровское, кроме каменной Покровской церкви, существовали две деревянные часовни на месте бывших здесь некогда в древности храмов. В каком-то из них и начинал свой путь Святитель Серапион. Когда же скончались его родители, Серапион, как написано в летописи, «отпустил на волю рабов отца своего», имущество раздал бедным и поступил в Успенский Стромынский монастырь, который, как и Пехра-Покровское, располагался на Стромынской дороге. Здесь он был избран игуменом обители, которая впоследствии стала называться его именем — Серапионовой пустынью. В 1490 году Серапион переселился в обитель Преподобного Сергия при игумене Симоне. А в 1495 году он становится игуменом Троице-Сергиевой лавры. У деда Ивана Грозного — Великого князя Ивана III Васильевича — тогда ещё игумен Серапион пользовался большим уважением. В летописях описывается такой случай. По ходатайству святого Серапиона Иван III помиловал осуждённых на казнь. А однажды три боярыни были обвинены в волшебстве, и Иоанн повелел их сжечь. Однако Серапион, уверенный в невиновности женщин, после усердной молитвы к Пресвятой Троице пришёл к великому князю и убедил его отменить несправедливый приговор. В 1506 году Серапион был избран архиепископом Новгородским. Это было тяжёлое для древнего города время. Три осени подряд в Великом Новгороде свирепствовала моровая язва (чума), во время которой, согласно третьей Новгородской летописи, умерли более 15 тысяч человек. А в августе 1508 года страшный пожар уничтожил чуть ли не весь древний город. Огонь бушевал двое суток, сгорели 3 315 новгородцев. Во время всех этих событий архиепископ, как пишется в летописи, не переставал возносить молитвы, испрашивая милости у Бога. Однажды Святитель, совершая крестный ход вокруг города, велел за один день поставить церковь во имя Похвалы Богородицы на Детинце (детинец — крепость) и в тот же день, 15 октября, освятил «обыденный» храм. В то время молитвами Святого Серапиона Господь Бог исцелил трёх человек: слепого, расслабленного и бесноватого. После этих чудес смертоносная язва немедленно прекратилась. Были и другие чудеса. Однажды приполз в трапезную хромой, прося у Серапиона милости. Тот велел его для начала накормить, а потом, как говорится в Троицком патерике, «вздохнув из глубины сердца, святитель воззрел на икону Спасову, написанную над дверьми палаты, в которой готовилось угощение, и, помолившись со слезами Господу, сказал хромому: “Во имя Господа нашего Иисуса Христа, встань на ноги твои!”». Тут же хромой, отбросив костыли, поднялся на ноги и подошел к архиепископу, а владыка благословил его. Последние годы жизни Святителя прошли непросто. В июле 1509 года на Соборе он поссорился с преподобным Иосифом Волоцким (Волоколамским). Архиепископ Серапион подверг его церковному запрещению за то, что во время эпидемии тот без благословения удалился за пределы епархии. Но Великий князь Василий Иоаннович принял сторону Иосифа. В итоге Серапион был осуждён, уволен от управления епархией и сослан в Спасо-Андроников монастырь в Москве. В 1511 году Серапион был освобождён от заточения и примирился с игуменом Иосифом. Да и великий князь Василий Иоаннович смиловался и позволил Владыке Серапиону переселиться в Троице-Сергиев монастырь, где он и провёл остаток своих дней. Скончался он 16 марта 1516 года в Сергиевом Посаде со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!». Нетленные мощи его и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате в Троице-Сергиевой лавре. К лику святых святитель Серапион причислен в 1559 году, когда святые мощи его были обретены нетленными. С именем святителя Серапиона связывают многие чудеса и в Троице-Сергиевой лавре. В 1608 году, во время осады Лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, молящимся с воздетыми руками пред иконой Пресвятой Богородицы со словами: «О всепетая Мати, от всякия скорби избави нас!». В Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры есть Серапионова палата. Она находится рядом с серебряной ракой святого Сергия Радонежского. Здесь упокоены три настоятеля Лавры: Иоасаф, митрополит Московский, Дионисий Радонежский и Серапион, архиепископ Новгородский, по имени которого и названа часовня. Немногие знают об этом необычном месте, где когда-то была келья Сергия Радонежского, к которому здесь, по преданию, воочию являлась Богородица. В Серапионовой палате хранятся не менее 500 артефактов православия. Начало этому собранию было положено ещё в дореволюционные времена. А.Н. Муравьев в 1850 году принес из Иерусалима кисть правой руки архидиакона Стефана и камень от гроба Господня, пожертвованные им Свято-Троицкой лавре и положенные по благословению святителя Филарета в Серапионовой палате. Среди артефактов — мощи Андрея Первозванного, святителя Николая, крест с частицей Христовой крови, кость целителя и великомученика Пантелеймона, часть одеяния Богородицы, крест-мощевик Сергия Радонежского. Алексей Галанин