В Москве отметили 75-летие БЕЛАЗа
В минувшее воскресенье в Москве на ВДНХ под девизом "Беларусь созидающая" прошел грандиозный праздник, посвященный юбилею главного белорусского промышленного бренда - БЕЛАЗа.
"БЕЛАЗ - это белорусский бренд, который знают во всем мире: в 80 странах используется продукция предприятия. Основной, ключевой рынок, конечно, Российская Федерация: 11 тысяч машин сегодня работают в России", - сказал на церемонии открытия праздника Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
Ныне это крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов и транспортного оборудования для горнодобывающей и строительной промышленности, а 75 лет назад завод начинал с производства кусторезов, прицепных дорожных катков, снегопогрузчиков и поливомоечных машин на станции Жодино под Минском. Но стране нужна была современная карьерная техника, и в 1958 году сюда было передано производство большегрузных самосвалов с МАЗа. Первая машина под маркой БЕЛАЗ увидела свет в 1961 году. Тот опытный образец грузоподъемностью 27 тонн своим ходом отправили в Москву - к открытию ХХII съезда КПСС. Известно, что в столицу грузовик прибыл без поломок и остановок. После этого белорусский самосвал два месяца экспонировался у павильона машиностроения на ВДНХ СССР и был удостоен диплома I степени.
В этих самосвалах - значительный вклад материалов и комплектующих российского производства
Уже тогда советским конструкторам поставили задачу создать на базе БЕЛАЗа самый большой самосвал в мире. И он появился! И постоянно усовершенствовался. В результате самый крупный на сегодня карьерный самосвал в мире БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн имеет более 20 метров в длину и 8 метров в высоту. Диаметр его колеса составляет почти четыре метра!
Под стать такому гиганту получился и праздник. У белорусского павильона на ВДНХ был выставлен карьерный самосвал БЕЛАЗ-7558. И каждый желающий мог подняться на его палубу, а затем приобрести сувениры с символикой предприятия. Можно было отправить открытку с изображением самосвала в любую точку мира - "Почта БЕЛАЗа" размещалась рядом с самосвалом.
Повышенным интересом у многочисленных гостей праздника пользовалась зона BELAZ-VR - благодаря технологиям виртуальной реальности здесь можно было "провести тест-драйв" легендарного БЕЛАЗ-75710, а также дистанционно посетить завод в Жодино и своими глазами увидеть сборку машин-гигантов.
И все это под восьмичасовой песенный марафон с участием известных белорусских исполнителей Руслана Алехно, Александра Солодуха, арт-группы "Беларусы", Виктории Алешко и фолк-шоу "Забабоны".
Впрочем, говорили на празднике не только об успехах, но и о современных вызовах. "БЕЛАЗ, наверное, один из самых узнаваемых белорусских брендов. И, невзирая на ситуацию прошлого года, санкционное давление на завод, российский рынок по-прежнему остается ключевым, БЕЛАЗ очень уверенно себя здесь чувствует: продаем мы по 800-900 машин ежегодно. В прошлом году выручка составила почти один миллиард долларов, и в этом году по планам торгового дома и всего руководства завода сумма будет не меньше", - сказал Дмитрий Крутой.
Он констатировал, что предприятие подвергается очень серьезному санкционному западному давлению. "Но несмотря на это, оно растет, развивается, показывает великолепные результаты и практически каждые полгода радует своих покупателей новинками. Сегодня не только классические БЕЛАЗы, но и машины в газовом исполнении, на аккумуляторных батареях, гибридные модели, а сейчас начали пробовать в России на безлюдных карьерах интеллектуальные машины с автопилотом", - отметил Посол.
По его мнению, очень хорошие перспективы для предприятия видятся в кооперации с российскими партнерами. "БЕЛАЗ не стоит на месте, конструкторское бюро и инженеры завода работают, каждые полгода фактически предлагают какие-либо новинки - более 500 модификаций на сегодняшний день в портфеле, по сути, на любой вкус и кошелек. И все-таки я думаю, что настоящим прорывом станет доведение до ума роботизированной системы интеллектуального карьера, где нет вообще людей (так называемые безлюдные карьеры), где все управление идет, по сути, дистанционно - и карьерным самосвалом, и непосредственно фронтальным погрузчиком, который загружает те или иные грузы на БЕЛАЗ. И когда мы окончательно оцифруем эту историю, сделаем промышленное решение, то, я думаю, БЕЛАЗ еще более уверенно начнет чувствовать себя на российском рынке", - подчеркнул Дмитрий Крутой.
Кстати, сейчас в сегменте крупных карьерных самосвалов особо большой мощности уже чувствуется давление китайских производителей: начинают появляться первые конкуренты из Китая. И, чтобы оставаться в рынке, БЕЛАЗу фактически ежемесячно приходится предлагать какие-то новинки.
"В самосвалах этого белорусского бренда значительный вклад материалов и комплектующих российского производства, поэтому их по праву можно считать продуктом Союзного государства, - отметил заместитель Госсекретаря Союзного государства Владимир Амарин. - Сейчас под давлением беспрецедентных санкций как никогда востребованы компетенции белорусских и российских производителей в области машиностроения. Это позволяет снизить и даже полностью избежать зависимости от зарубежных поставщиков и решить вопрос импортозамещения. История БЕЛАЗа является ярким примером взаимовыгодного белорусско-российского сотрудничества, углубления кооперации в высокотехнологичной сфере и успешной реализации масштабных инновационных проектов".
Заместитель гендиректора БЕЛАЗа Олег Климович подчеркнул, что машины стали брендом и символом Беларуси неспроста: "В тесном сотрудничестве с братской Россией мы продолжаем высоко держать планку мировых производителей карьерных самосвалов, выпуская при этом технологически независимую продукцию, востребованную во многих странах мира. В них воплощается важное качество каждого белоруса - надежность, доверие и трудолюбие. "Беларусь созидающая" - это не просто слоган, это идея, наполняющая и объединяющая всех жителей нашей страны".