Войти в почту

Изъятие социальной карты без подтверждающего документа признали незаконным

Верховный суд (ВС) признал незаконным изъятие социальной карты москвича у студента Кирилла Чернышева за отказ предъявить контролеру в трамвае студенческий билет, подтверждающий право на льготу. Об этом говорится в тексте кассационного определения, опубликованного в электронной базе ВС.

Изъятие социальной карты без подтверждающего документа признали незаконным
© Парламентская газета

Согласно материалам административного дела, 16 августа 2021 года Чернышев для подтверждения регистрации поездки в трамвае предъявил контролеру «Мосгортранса» социальную карту москвича, на которой зафиксирована информация о нем как о держателе карты, включая основания для предоставления льготы - обучение в МГЮА.

Для подтверждения права на льготный проезд контролер попросил студента предъявить студенческий билет, а на его отказ сделать это изъял социальную карту. В связи с этим Чернышев обратился в суд с иском о признании действий контролера незаконными. Суд первой инстанции признал законными действия контролера, а суды в апелляционной и кассационной инстанциях согласились с данным выводом. 

В кассационном определении ВС пояснил, что по Правилам пользования наземным городским транспортом контролер может изъять социальную карту москвича лишь в двух случаях — если она ему не принадлежит или истек срок ее действия. Иные основания для ее изъятия законодательство не предусматривает.

Однако принадлежность Чернышеву действующей карты москвича и факт регистрации поездки с ее помощью в ходе рассмотрения дела не оспаривались. Таким образом, контролер не имел права на изъятие карты и не имел оснований считать проезд безбилетным, указал суд.

В связи с этим Судебная коллегия по административным делам Верховного суда сочла выводы судов нижестоящих инстанций основанными на неправильном толковании норм материального права, а права Чернышева — нарушенными, поскольку он на время изъятия карты москвича был лишен других социальных льгот. 

Верховный суд признал требования сотрудника «Мосгортранса», а также решения судов нижестоящих инстанций незаконными. Он постановил отменить их и принять по делу новое решение.