Екатерина Тутон, "Столото": "Проведение лотерей в России тщательно контролируется"

Заместитель генерального директора холдинга S8 Capital Екатерина Тутон рассказала, как устроен сегмент лотерей, кто проверяет лотереи в России, сколько можно выиграть и стоит ли надеяться на счастливые числа.

Екатерина Тутон, "Столото": "Проведение лотерей в России тщательно контролируется"
© ТАСС

– Екатерина, давайте начнем наше интервью с разговора о том, что вообще из себя представляют лотереи.

– С удовольствием. Мало кто знает, что лотереи идут с человеком рука об руку более 500 лет. Есть свидетельства того, что Великую китайскую стену построили частично за счет отчислений от лотерей. То же самое с крупнейшими американскими колледжами и университетами: Йельским, Принстонским, Дартмутским. Их тоже основали на средства от лотерей. Эти примеры можно перечислять бесконечно. Так что это не только источник радости для участников. Лотереи контролируются государством и являются способом финансирования различных госпроектов.

Почему лотереи так популярны столько сотен лет? Причина в том, что все они построены на двух принципах: это равная вероятность каждого билета и случайность формирования выигрышной комбинации. И если эти два принципа соблюдаются, то можно говорить о том, что лотерея проводится честно. Простыми словами, возможность выиграть в лотерею - отличный пример теории вероятности. И основная задача государства в том, чтобы обеспечить контроль за соблюдением, во-первых, этих двух принципов, а во-вторых, за выплатами выигрышей и, конечно же, за получением отчислений в пользу государства.

– Давайте поговорим о современной России. Есть ли какие-то знаковые постройки или программы, на которые тратятся деньги от национальных лотерей?

– Я, пожалуй, сначала немного расскажу о советском периоде. Например, легендарная советская лотерея "Спортлото" профинансировала 25% бюджета Олимпиады-80. Бассейн "Чайка" в Москве, стадион "Лужники" и многие другие спортивные объекты по всему СССР либо полностью, либо частично финансировались за счет этих средств.

А сегодня целевые отчисления поступают в государственный бюджет, и распределением этих средств занимается правительство. Таким образом эти средства используются там, где они нужнее, а их расходование контролируется. Однако сегодня мы не можем сказать, что какой-то конкретный объект был построен за счет лотерей.

– То есть деньги идут в общую кассу?

– Совершенно верно. По закону эти средства идут на развитие спорта и спортивно-массового движения. Например, отчисления были заложены в Стратегию развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030 года.

– Екатерина, вы упомянули государство. Я правильно понимаю, что у нас государственная монополия на лотереи, государство стопроцентно этот бизнес контролирует?

– Все верно. Контроль этот многоуровневый и очень эффективный. Каждый проданный лотерейный билет обязательно фиксируется чеком. Эти данные поступают в фискальную базу Федеральной налоговой службы. Это ведомство следит, чтобы в призовой фонд лотереи ушло от 50 до 70% от выручки за лотерейные билеты, чтобы целевые отчисления от этой суммы переводились в бюджет ежеквартально, чтобы победители получали выигрыши и платили с них налог.

Здесь сделаю важное уточнение. До 4 тысяч рублей в год налог уплачивать не нужно. Но при выигрыше от 4 тысяч рублей победитель с российским гражданством обязан заплатить налог 13%, а иностранец - 30%. "Столото" - налоговый агент и выплачивает все суммы выигрыша свыше 15 тысяч рублей уже за вычетом налогов. А при выигрыше от 4 до 15 тысяч рублей победитель делает это самостоятельно.

Росфинмониторинг, в свою очередь, обеспечивает контроль за идентификацией победителей, потому что по федеральному законодательству победители всех выигрышей свыше 15 тысяч рублей должны пройти обязательную идентификацию, предоставив данные паспорта.

Дальше нужно обязательно сказать о том, что есть контроль организаторов лотереи. Это Министерство спорта и Министерство финансов, потому что у них стоят дублирующие системы продаж, система контроля и учета лотерейных билетов, через которые они имеют доступ ко всем данным в реальном времени.

Наконец, существует еще и так называемый публичный контроль, а именно тиражная комиссия. Так, например, в тиражную комиссию "Русского лото" может войти любой дееспособный гражданин нашей страны старше 18 лет.

И если вы наблюдали розыгрыши по телевидению, то видели, что лица там меняются практически все время. Поскольку это телевизионные розыгрыши, туда часто приглашают известных людей, общественных деятелей, спортсменов. Они следят за тем, чтобы не было нарушений и выигрышные комбинации формировались случайным образом.

– Под каждый из огромного числа тиражей существует своя тиражная комиссия?

– Да, в сутки в ландшафте "Столото" проходит 600 розыгрышей. Ежедневно мы выплачиваем более 500 тысяч выигрышей. Статистически выигрышным становится каждый четвертый, а если быть точным, каждый третий с половиной билет.

Это не значит, что каждый четвертый билет приносит победителю миллионы. Лотерея - это так называемая игра вскладчину. Что это значит? Это когда мы с вами собрались, допустим 10 человек, и скинулись по 100 рублей. Договорились, что 50% уходит в призовой фонд. Мы с вами понимаем, что 50% или 70% призового фонда не могут вернуться всем участникам этого процесса. Потому что тогда потеряется суть игры.

Элемент риска, элемент проверки удачи как раз и характеризует эту игру. Если хотите проверить удачу - это достаточно экологичный и безопасный способ. Во-первых, цена лотерейного билета невысока, средняя стоимость в нашей стране - примерно 100 рублей. А во-вторых, качество, которое отделяет лотереи от азартных игр, заключается в том, что призовой фонд гарантированно распределяется между участниками. За этим тоже следит государство. Если по итогам календарного года призовой фонд на основе принципов случайности не был распределен или не был снят суперприз, то оператор обязан принудительно разыграть этот призовой фонд. Таким образом устроен, например известный новогодний тираж "Русского лото" 1 января, когда главный суперприз гарантированно составляет миллиард рублей.

Если мы посмотрим на цифры 2021 года, то увидим, что выигрышными стали 178 миллионов билетов. Общий разыгранный призовой фонд на сегодняшний день составил примерно 200 миллиардов рублей. То есть можете себе представить, какие суммы выигрывают жители нашей страны.

– Вот, допустим, вы продали лотерейных билетов за год на 10 миллиардов рублей. Я не знаю, много это или мало. Сколько из этой суммы уходит государству, сколько на распределение выигрышей? Как вообще эта сумма осваивается?

– В первую очередь из выручки от продажи билета формируется призовой фонд. В зависимости от лотереи он составит от 50% до 70%. Дальше из оставшихся средств 10% уходит на целевые отчисления государству.

Из оставшейся суммы часть денег уходит на финансирование организации лотереи - печать и распространение билетов, утилизацию непроданных. Когда мы говорим о типографских билетах, нужно отметить, что здесь тоже существуют элементы контроля. Это не просто бумажки, которые можно напечатать где-то в подворотне. Весь процесс регулируется строгими нормами законодательства. Это уровень печатной продукции класса B - уровень векселей и облигаций. Это достаточно трудоемкое и капиталоемкое производство. Только несколько типографий в нашей стране обладают лицензией на печать такой продукции. Опять же, лицензию эту контролирует Федеральная налоговая служба.

Эти типографские билеты развозят по всем регионам, оплачиваются транспортные услуги, нужно платить комиссию за продажу федеральным розничным сетям, есть расходы на рекламу, содержание и поддержание эффективности работы лотерейного центра.

Наконец, деньги уходят на технологии. На сегодняшний день IT-ландшафт "Столото" включает в себя более 140 различных платформ и систем, которые взаимосвязаны между собой и построены на искусственном интеллекте и Big Data. Это колоссальные объемы обработки информации.

И добавлю пару слов о безопасности лотерей. Ведь там, где есть большое количество транзакций, хорошая репутация и известность, появляются мошенники. Они очень любят пользоваться доверием людей - не очень грамотных с точки зрения каких-то диджитальных технологий.

Так вот, для "Столото" обеспечение безопасности участников лотерей очень важно. Работа по отслеживанию, мониторингу и блокировке различных мошеннических ресурсов и схем ведется 24 на 7.

– Давайте чуть подробнее поговорим о цифровизации. Пандемия дала этому процессу мощнейший толчок. Думаю, она не обошла и вашу компанию. Как сейчас распределяются продажи между онлайном и офлайном?

– Да, мы видим сдвиг в онлайне. На сегодняшний день уже практически 70% продаж проходит онлайн, потому что это быстро и удобно. Мобильное приложение всегда с вами, это безопасно, потому что здесь нет риска попасть на какие-то мошеннические ресурсы.

– Кстати о приложениях. Из Google Play в App Store ваше приложение не пропадало, как многие банковские?

– Отличный вопрос. Я могу ошибиться, но, насколько мне известно, мы были первой российской компанией, которая подала иск против Google, который регулярно выбрасывал наше приложение из своего магазина, хотя там присутствовали мошеннические сервисы. Разбирательство шло долго, но в итоге суд мы выиграли.

– Екатерина, как вообще выглядит среднестатистический заядлый игрок в лотереи? Кто это - женщина, мужчина? Какой возраст, где живет, чем занимается?

– Обычно это человек среднего возраста со средним доходом, женщин и мужчин примерно поровну. Единственное, все участники лотерей старше 18, так как в лотереи можно играть только с этого возраста. На сегодняшний день в лотереи играет примерно 30 миллионов человек в России.

– А в советское время сколько?

– По историческим оценкам, примерно 70% населения страны, так что нам есть куда расти. Более того, если мы посмотрим мировую статистику, то увидим, что во многих странах в лотереи играет больше половины населения.

Например, в Испании и Соединенных Штатах в лотереях участвуют практически 60% жителей, и это, безусловно, отражается на размере их суперпризов. Самый крупный известный суперприз США - в лотерее Powerball - составил 2,4 миллиарда долларов.

Но вот что важно сказать про американские лотереи: в отличие от нашей страны, там весь выигрыш сразу получить нельзя. Точнее можно, но тогда вы заплатите огромный налог, так что обычно люди соглашаются на выплату траншами в течение нескольких лет или даже десятков лет.

– Мне казалось, это сознательное решение, чтобы не потратить сразу все деньги…

– Очень люблю эту тему. Существует миф о том, что обладатели крупных выигрышей в лотерею обязательно все растрачивают, жизнь их превращается в ад…

– Конечно, столько историй в интернете…

– Откуда берутся эти истории? Их рассказывают люди, которые либо боятся рискнуть, либо рискнули, но им не повезло. Это такая психологическая защита.

Представьте себе, что мы с вами купили в одном и том же месте в одно и то же время лотерейный билет. Мы живем с вами в одном и том же доме, работаем на одном и том же предприятии. Вы - хороший человек, я - хороший человек. И вот вы выигрываете миллиард, а я - нет.

– Меня такое распределение устроило бы… (смеется)

– Да, я это понимаю. Поэтому буду думать, что теперь-то вам точно не повезет.

У нас существует служба по сопровождению победителей с крупными выигрышами, и все они получают психологическую и экспертную поддержку этой службы, помощь финансовых консультантов.

По закону крупные выигрыши выплачиваются в течение 180 дней с момента предъявления лотерейного билета и проверки его подлинности. Это сделано намеренно, поскольку этот срок обеспечивает избавление от спонтанных трат, и за это время победитель обдумывает, на что ему нужно потратить деньги, как лучше ими распорядиться.

В новейшей истории нам не известно ни об одном случае, где с победителем бы что-то случилось. Все они живут счастливо. В основном, по опросу, тратят деньги на выплаты кредитов, покупку квартиры, машины, образование детей, путешествия. Ну и самая любопытная трата - на зубы.

– Жизненно.

– Да.

– И дорого.

– Да (смеется).

– В вашей статистике есть люди, которые сыграли единственный раз в жизни в лотерею и сразу выиграли много?

– Расскажу лично мой любимый случай. Человек ехал в поезде, нужно было разменять крупную купюру, вышел из вагона, зашел в придорожное кафе и купил самый дешевый товар - лотерейный билет. Билет этот принес ему то ли 100 миллионов, то ли 200.

– Есть ли какая-то самая популярная тактика среди участников лотереи, какие-то методики, алгоритмы?

– Давайте вернемся к началу нашего разговора. Все лотереи построены на двух принципах: равной вероятности каждого билета и случайности формирования выигрышной комбинации.

Так вот, совершенно официально как представитель компании могу вам сказать, что никакого способа рассчитать алгоритмически, математически или как-то еще выигрышную комбинацию нельзя.

Но, как говорится, никогда не говори никогда. Думаю, что если будет изобретен такой инструмент, мы первые об этом узнаем.

– Пока мы готовились к интервью, вы рассказали, что есть люди, которые четыре раза выигрывали крупную сумму.

– Да, есть такие.

– Если нет алгоритмов, как это вообще возможно?Невероятное везение?

– Ну нет, это опять же принципы математической статистики. Существует, например, такой инструмент как мультиставка: вы можете делать несколько ставок и покупать несколько билетов. Существует коэффициент, на который умножается ваш выигрыш. Человек, который выиграл четыре раза, участвовал только розыгрышах с крупными призами. То есть он посвятил этому много времени, действительно смотрел, где накопился крупный суперприз, покупал туда несколько билетов, делал мультиставку.

– В кино очень часто эксплуатируется тема счастливых или, наоборот, несчастливых чисел. Вспомним хотя бы сериал Lost, вот эти числа: 4, 8, 15, 16, 23, 42. Есть какая-то статистика по использованию этой комбинации или какой-то другой?

– Многие победители с крупными выигрышами рассказывают, что выбирали любимые числа. Кто-то говорит, что им приснился дождь из монет. Кто-то поливает денежное дерево, кто-то носит в кошельке денежную мышку.

– Денежную что?

– Денежную мышку (смеется).

– Что это?

– Я тоже не знала! Существует какой-то талисман, который нужно носить в кошельке, чтобы привлечь крупные суммы.

– Кстати, а сотрудникам "Столото" играть в лотерею можно, или есть какой-то запрет?

– Запрета на участие в лотереях нет именно потому, что никаким образом повлиять на результат они не могут. Потому что равная вероятность каждого билета и случайность формирования выигрышной комбинации гарантирует, что даже тот, кто обслуживает лототрон, не может повлиять на конкретный розыгрыш или купить гарантированно выигрышный билет.

– Интересно. И выигрывают?

– Конечно.

– Увольняются потом?

– Вы удивитесь: не то, что не увольняются - спокойно продолжают ходить на работу. Это, кстати, истории не только наших сотрудников, но и других победителей с крупными суммами. Очень часто люди после этого продолжают заниматься своими обычными делами, ведь это приносит им счастье.

Например, одна из наших победительниц на момент выигрыша работала водительницей трамвая. С полученных миллионов она просто купила себе шубу и продолжила водить трамвай в шубе. Когда ее спрашивали: "А почему?", она говорила: "Ну, тепло просто".

– Я бы очень хотел увидеть эту женщину…

– Ну, пожалуйста, она известная. Часто, кстати, к ней приезжают журналисты.

– В шубе и с такой цепью золотой…

– Ну, про цепь не скажу, хотя почему нет?

– Екатерина, вы сами участвуете в лотереях?

– Да.

– Как часто?

– Во-первых, я обязательно покупаю билеты на "Новогодний миллиард". Во-вторых, конечно же, дарю билеты на праздники.

Я верю в то, что лотерейный билет - это шанс на удачу. Не факт, что вам сегодня гарантированно удача улыбнется. Но одно я знаю точно: если вы не купите лотерейный билет, то удача вам с финансовой точки зрения сегодня точно не улыбнется. Поэтому как в том анекдоте: иногда стоит купить лотерейный билет.

Беседовал Лев Шагинян