Конец немецкой тенхике

22 июня — День памяти и скорби. Увы, через 82 года после начала Великой Отечественной войны мы снова боремся с нацизмом. Неудачное наступление ВСУ породило идею: а не пора ли «порадовать» его организаторов? Ведь вся техника ВСУ — импортная. И ее российские войска сожгли так много, что можно устроить целую выставку. И лучшее для нее место — у посольств стран-поставщиков. Эту идею мы решили обсудить с экспертами.

Конец немецкой тенхике
© Вечерняя Москва

Вспомним опыт времен Великой Отечественной

Дмитрий Винник, профессор Финансового университета при правительстве России:

— Идея, как мне кажется, неплохая. Во время Великой Отечественной подбитую немецкую технику в Москве выставляли на ВДНХ и в Парке Горького. Вот там и можно выставить. Ну и перед посольствами — если место позволяет.

Почему это важно? Во-первых, мы зримо продемонстрируем свои успехи на фронте. Во-вторых, что важнее, дадим корреспондентам зарубежных информагентств, телеканалов и прочих СМИ хороший инфоповод. Во всяком случае, материалы о таких выставках они своему начальству точно предложат. Согласится ли начальство опубликовать или дать в эфир сюжет — большой вопрос. Но какая-то информация о происходящем в западные СМИ в любом случае просочится.

Возможно, даже через соцсети. Все-таки Москва, посольство, обгоревший танк — это, как ни крути, сюжет. Просто не заметить его, сделать вид, что ничего нет, будет сложно. А дальше возможна реакция двух видов. Первая реакция: русские над нами издеваются. Они и так плохие, страшные, агрессивные и вообще вселенское зло, а тут еще и издеваться вздумали. Иными словами, кто-то возмутится. Вторая реакция — возмущение уже в сторону «своих». Рассуждения будут примерно в таком ключе: «Да задолбала уже эта Украина! Почему мы ей помогаем? У нас тарифы на ЖКХ растут, у нас безработица, у нас рецессия в экономике, газ дорогой, а мы тратим миллиарды на войну, к тому же еще и чужую!» Ведь рядовым европейцам ни Украина, ни уж тем более война с Россией даром не нужны.

А их в эту войну Штаты буквально втягивают, причем за их же, европейцев, счет. Сначала вы платите за американские интересы, а потом и умирать пойдете. Поляки, смотрите, уже почти готовы! Абсолютное большинство европейцев, к сожалению, эту простую и очевидную перспективу пока не осознают, но мы им по мере сил поможем. Месседж выставки подбитой техники будет простым: сегодня в этом танке сгорели украинцы, а завтра Штаты направят гореть вас. Причем за ваши же деньги и в ваших же танках. Как говорится, «велкам». Так что, возможно, пусть хоть у небольшого числа людей, пусть рядовых, но в мозгу немного просветлеет. Нам, России, нужно работать с западной аудиторией. С европейскими элитами толку нет — это американские холопы. А вот с европейскими обывателями информационное взаимодействие необходимо.

Сейчас и украинцам, и европейцам местные СМИ запудривают мозги со скоростью и эффективностью министерства пропаганды доктора Геббельса. Хотим мы этого или нет, но нам придется те же самые мозги промывать уже с другой стороны.

Комментарии:

Ирина:

— Если вспоминать Великую Отечественную, то перед посольством Польши, например, можно поводить взад-вперед пленных польских «героев», которые то ли отпускники, то ли добровольцы, то ли ветераны. Пусть рукой своим помашут.

Максим:

— Александрович Можно ко Дню десантника, 2 августа, такую выставку организовать. ВДНХ и Парк Горького — отличные площадки, туда праздновать ходят.

Oleg:

— Цыплят по осени считают. Давайте сначала победим, а потом уже будем трофеи демонстрировать. Пока рано, я считаю. На Украине еще воевать и воевать...

Елена Батушева:

— У меня родственники живут в Германии, так Украина их действительно достала. Уже все понимают, что она никогда не победит, а спонсировать ее приходится. И люди очень недовольны.

Расстрелять танк из пушек и поставить под окнами

Павел Данилин, политолог:

— Сгоревшая техника должна быть перед посольствами США, Великобритании, Бельгии, Франции, Чехии, Польши. В обязательном порядке — под окнами посольства Германии. Ведь немцы в Берлине, напомню, наш подбитый танк под окнами российского посольства ставили. Но мы можем и дальше пойти. Подбитый «Леопард» нужно сначала вывезти на полигон и начать проверять броню — расстреливая его из разных орудий разными типами снарядов. Все равно инженеры нашего ВПК подобную работу проводят, она плановая. Но в этом случае будет еще и идеологической. Давайте доведем «Леопард» до состояния груды металла и дадим немцам полюбоваться! Заодно и об их подлости напомним. Ведь в начале СВО риторика Германии была такой: мы в конфликте не участвуем, поэтому поставлять будем только аптечки. Из гуманитарных, так сказать, соображений.

Потом — каски. Ну тоже из человеколюбия, чтобы людей не поубивало. А сейчас из сугубо гуманистических соображений правительство Германии поставляет в ВСУ танки с крестами на башнях.

А в танках порой сидят парни, обколотые свастиками. Господину Шольцу эта ситуация ничего в истории не напоминает? Например, события 80-летней давности в той же примерно местности? Так мы напомним, если он забыл.

Подобные выставки, я считаю, будут иметь два резона. Первый — моральное удовлетворение наших сограждан. Второй — психологическое давление на сотрудников посольств. Они ведь там нервные. Штаты, например, были крайне недовольны, когда участок у здания посольства получил название площадь Донецкой Народной Республики. Так, бедняги, разнервничались, что адрес посольства США в Москве на его сайте стал выглядеть как: 55,75566° N, 37,58028° Е.

Ищите, мол, по координатам. И посольство Нидерландов очень не радо. У его окон появился баннер: «С 2014 по 2022 год на Донбассе погибли 11 000 человек! Где были Нидерланды все восемь лет, пока гибли невинные дети?»...А еще у посольства Эстонии появилась выставка о Нюрнбергском процессе. Каждый день, приходя на работу, сотрудники видят фото палача и казненных им гитлеровцев. Пусть помнят и делают для себя выводы.

Комментарии:

Алексей Соболев:

— Этих европейцев выставками не прошибешь. Они всю историю то друг друга, то людей в собственных колониях резали. Им никого не жалко, а уж каких-то украинцев и подавно — они для европейцев те же русские. Не помогут никакие «инсталляции».

Семен:

— Мне кажется, никаких выставок не будет. Победит позиция, что «не надо нагнетать». В Москве очень много всяких «пуганых», которые после начала СВО и мобилизации мигом за границу смылись. Думаю, выставки не будет, чтобы последних оставшихся хипстеров не распугать.

Не вижу смысла повторять ходы наших противников

Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ:

— Я никогда не занимался военным пиаром, но долгое время работал на выборах и занимался пиаром политическим. С тех пор запомнил: повторение ходов противника вызывает только смех. Надо свое придумывать, а не чужое копировать. Военной пропаганды, кстати, это тоже касается. А с ней у нас плохо. В свое время хорошо работали Кадыров и Пригожин, но это, к сожалению, скорее локальные, частные инициативы. А нужна государственная политика. Что в этой сфере нужно сделать? Первое — как-то переформатировать политические ток-шоу. В начале СВО они были очень уместны — понятно объясняли людям позицию России. Но сейчас, очевидно, и эксперты выдохлись — повторяют одно и то же, и тем новых нет. Скучно становится. Второй момент: необходимо задействовать политтехнологов.

Их в России много, есть и очень талантливые, но работы у них с каждым годом все меньше. Вот и дайте им работу: благо патриотическое поле, считай, не пахано. Третье: документалистам пора заказывать фильмы о СВО.

Как ни крути, а там, на Донбассе, на Украине, сейчас происходят понастоящему исторические события, там мировая история творится, а у нас ее, в лучшем случае, военкоры в своих роликах освещают. Четвертое: необходимы художественные фильмы о спецоперации. Что у нас на экране? «Актрисы», «Содержанки», «Эскортницы»... Это неплохо порой снято, но мир сейчас не этим живет. Зайдите в новостную ленту — какие там «Содержанки»?! Люди гибнут, кровь льется, техника горит, города сносят под ноль. А у нас — сериал «Балет». Во время Великой Отечественной фильмы почему-то снимали и выпускали — «Два бойца», «В шесть часов вечера после войны» и т.д.

Сейчас кто снимает? Опять Пригожин — «Солнцепек» и «Лучшие в аду». Почему он один лучше ситуацию понимает, чем все государство вместе взятое? А Минкульт в это время чем занимается? Думает, как снять сериал «Мир, дружба, жвачка»? Все, о чем я говорю, нужно было начинать делать еще год назад. Россия сейчас находится в ситуации «или мы их, или они нас». Немного подвоевывать левой рукой и при этом победить, к сожалению, не получится. Общество необходимо мобилизовать. Но при этом умно, грамотно, а не слепо копируя чужие ходы и решения.

Комментарии:

Анна Богачева:

— Согласна, нужны какие-то свои ходы — оригинальные и неожиданные для противника. А подбитыми танками их не удивишь.

Дмитрий:

— Мне вот интересно: у нас Минкульт в отпуске что ли второй год? Они какой-то своей жизнью живут, причем на бюджетные, т.е. наши, деньги. Где фильмы или хотя бы спектакли про СВО? Ну хоть что-то?

Hamer:

— Действительно, военной пропагандой занимаются только Пригожин и Кадыров. Может, в их прессслужбы людей из Минобороны отправить? Поучились бы формулировкам. И ролики интересные снимать.

Оксана:

— Маргарита Симоньян еще молодец: издала антологию донбасской поэзии. Честь ей, хвала и покл поклон. Тем более что и стихи хорошие.

Логичнее провести по столице пленных

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем:

— Выставлять разбитую технику — это повторять ход соперника. Куда логичнее вспомнить опыт времен Великой Отечественной и провести где-нибудь в людном месте украинских военнопленных. Можно и под окнами посольств — они как раз в центре. Конечно, эта акция главным образом будет для внутреннего пользования.

Но она нужна. Ведь все больше людей недоумевают: как же так, мы уже почти полтора года воюем с какой-то третьеразрядной страной и до сих пор не победили. Где флаг на рейхстагом? «Прогулка» пленных продемонстрирует: успехи есть, и они не только в телевизоре.

Разумеется, на Западе эту акцию постараются не заметить. Конечно, какие-то ролики просочатся через соцсети, но, думаю, в соцсетях же и останутся. Да еще и с комментариями — «российская пропаганда».

С другой стороны, на западную аудиторию мы давно уже и не работаем: время упущено, поздно. Там диктуют повестку транснациональные СМИ, даже нашего писка никто не услышит — не то что голоса. Однако сейчас мы вполне успешно работаем на страны Латинской Америки, которые традиционно ненавидят США и у которых с Советским Союзом были нормальные дружественные отношения. Африка нас тоже не услышит, ей вообще не до украинского кризиса — на повестке дня проблема поесть. Но и на Африку тоже работать нужно — возвращать былое влияние.

Думаю, акция с проводом пленных окажет влияние и на западных дипломатов. Ведь они, в отличие от военных специалистов и наемников из их стран, на фронте никогда не были и в своей оценке ситуации часто руководствуются не самыми объективными данными. Им будет весьма полезно увидеть толпы пленных украинцев, которых их страны снабдили оружием, боеприпасами, пошили форму и отправили в бой. Другой вопрос, а сколько у нас украинских пленных? Да, к нам переходят тысячи людей. Но немалую часть мы отпускаем. Вообще, в этом конфликте Россия до сих пор старается действовать цивилизованно, хотя и Украина, и ее спонсоры уже очень давно вышли за все мыслимые рамки: обстрелы жилого сектора, теракты в отношении известных людей, подрыв плотины Каховской ГЭС. А мы до сих пор сомневаемся: выставить ли напротив посольств разбитую технику? Провести ли пленных по улицам Москвы? А как мы будем выглядеть? А вдруг нас не поймут? Сам факт обсуждения этих вопросов говорит о том, что воевать по-настоящему, всем обществом, мы, к сожалению, до сих пор даже не начинали.

Комментарии:

Андрей Николаевич:

— Технику не выставят, пленных не поведут. Власти не станут пугать обывателя. У нас же огромная часть общества до сих пор живет в позиции страуса. Их мир — это работа, дача, шашлыки. А воюют где-то там, далеко, мы об этом даже знать не хотим.

Евгения:

— Зачем вести пленных? Большинство из них пошли на фронт не сами, их мобилизовали. Потом многие сами же и сдались, чтоб не воевать за Зеленского. Зачем их позорить?

Давайте начнем атаку на информационном поле

Сергей Архипов, руководитель исследовательского «Ясна-центра»:

— Установка подбитой техники под окнами посольств — это эмоциональная, детская реакция. Дескать, вы в нас плюнули, расставив по городам Европы сожженные русские танки, а теперь мы в вас плюем. С другой стороны, даже такой «детский» поступок нам совершить нужно. Дело в том, что есть колоссальный информационный разрыв между тем, что происходит на фронте, и тем, чем живет Москва. Там — кровь, грязь, взрывы, погибшие, а у нас — тишь да гладь. С одной стороны, это хорошо и правильно: тыл должен быть мирным.

С другой стороны, сотни тысяч москвичей реально помогают фронту и прифронтовым регионам: собирают гуманитарную помощь, снаряжение для военных, дают деньги на коптеры.

И люди должны видеть: все это — нужно. Все это — впрок. Подбитая вражеская техника — следствие и вашего вклада в победу тоже! Подойдите, пните подбитый «Леопард» и получите моральное удовлетворение. Пусть это подетски, ну и что? Второй важный момент: надо подводить общество к мысли, что так, как было раньше, уже никогда не будет. Мы живем в новых реалиях. И лично я очень рад, что «Вечерняя Москва» поднимает эту тему.

Ведь если не 90 процентов, то абсолютное большинство работников СМИ уже почти полтора года сидят ждут — ну когда же все это кончится? Даже они, бойцы информационного фронта, хотят вернуться в уютное вчера с фото котиков в соцсетях и обсуждением эстрадных звезд. Нет, друзья. В ближайшие годы мы туда точно не вернемся, а может быть, не вернемся никогда, даже если очень захотим. В мире началась большая игра с переделом сфер влияния, и сейчас речь идет даже не о победе над режимом Зеленского, а о будущем России как страны, как государства. Выставка сожженной техники должна стать одним из элементов работы с обществом, с общественным мнением. Хотим мы этого или нет, но пора просыпаться. Иначе так и будет, что число сбежавших за границу будет намного больше числа добровольцев, которые пошли на фронт. Подобные выставки, я считаю, должны пройти не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах, где много людей с прозападной ориентацией, «ждунов», которые хотят вернуться в уют начала ХХI века. К тому же эта выставка может стать своеобразным контрнаступлением в информационном поле, где мы почему-то постоянно занимаем обороняющуюся позицию. Хватит оправдываться, пора идти вперед.

Комментарии:

Светлана:

— Я сама сдавала деньги на коптеры в прошлом году. И если один из этих коптеров помог уничтожить танк, то я счастлива!

Евгений Васильевич:

— Архипов прав: обществу пора просыпаться. Ситуации, когда можно просто есть-пить-отдыхать и ни о чем не думать, в ближайшие годы точно не будет.