Эксперты объяснили скромные итоги визита Блинкена в Китай
Один из главных ястребов Вашингтона, Энтони Блинкен, посетил Китай. Он провел переговоры со своим коллегой Цинь Ганом, членом Политбюро Ван И, а также с председателем КНР Си Цзиньпином. Какие цели преследовал глава Госдепа, отправляясь в Поднебесную, и каких результатов ему удалось добиться?
Госсекретарь США Энтони Блинкен приехал в Пекин, где встретился с министром иностранных дел КНР Цинь Ганом. В Госдепе встречу назвали откровенной, предметной и конструктивной. Штаты подчеркивают важность дипломатии и открытых линий коммуникаций по всему перечню вопросов.
Кроме того, Блинкен пригласил главу дипведомства Китая в Вашингтон для продолжения диалога, подчеркнув, что Штаты будут защищать свои интересы и ценности. В свою очередь Цинь Ган указал на то, что отношения двух государств находятся на самой низкой точке с момента установления дипломатических связей, но это не отвечает интересам обеих сторон.
Тем не менее министр выразил готовность посетить США в удобное время. Пекин и Вашингтон также договорились продвигать консультации по различным проблемам. Позже стало известно о переговорах в закрытом формате между Энтони Блинкеном и членом Политбюро ЦК КПК Ван И. Об этом сообщает издание ТАСС.
Встреча прошла в государственной резиденции «Дяоюйтай». Представителей прессы попросили удалиться после совместного фотографирования дипломатов. В рамках переговоров Ван И потребовал от Вашингтона прекратить вещать о «китайской угрозе», а также отменить незаконные односторонние санкции против Пекина.
Кроме того, представитель КНР заявил о недопустимости подавления технологического развития Китая, а также вмешательства во внутренние дела страны со стороны США. Он подчеркнул, что Поднебесная не согласится на компромиссы и уступки в тайваньском вопросе. Ван И отметил, что сохранение национального единства всегда было ядром коренных интересов для Китая.
Позже Энтони Блинкен встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. Как отмечает издание The Washington Post, их разговор продлился 35 минут. Китайский лидер отметил, что Поднебесная уважает интересы США и не собирается бросать вызов Вашингтону. При этом он подчеркнул, что Америка должна отвечать взаимностью, не ущемляя законные права Пекина.
Блинкен отметил, что Штаты придерживаются взятых на себя обязательств, не стремятся к новой холодной войне, не желают менять устройство Китая и не поддерживают «независимость Тайваня». Он также выразил надежду на взаимодействие с Пекином на самом высоком уровне. Издание Reuters считает, что прошедшие переговоры могут способствовать проведению саммита между главами КНР и США в этом году.
Однако, как считают опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты, в реальности картина визита Блинкена выглядит иначе. Особых договоренностей стороны не достигли. Госсекретарю удалось лишь обозначить необходимость расширения гуманитарных связей с Пекином и авиарейсов между двумя странами. О встрече с Си Цзиньпином и вовсе объявили за полчаса до ее начала. А это с точки зрения китайского менталитета служит намеком на реальное отношение Поднебесной к главе американской дипломатии.
Еще одна проблема визита заключается в том, что именно США выступали в качестве просящей стороны. Слова Блинкена о независимости Тайваня и нежелании возврата к холодной войне смотрятся как отчаянное желание «умаслить» Китай после четырех провальных попыток госсекретаря наладить с Пекином хоть какой-то контакт. К тому же заявления Блинкена не сходятся с действующей политикой страны по созданию антикитайской коалиции в Индо-Тихоокеанском регионе.
«Между США и КНР накопилось очень много противоречий. Исправить ситуацию одним лишь визитом Блинкена в Пекин достаточно сложно. В принципе, обеим сторонам было очевидно, что никаких прорывов в рамках встречи ждать не стоит. Поездка необходима скорее для незначительного снижения градуса конфронтации», – сказал политолог-американист Малек Дудаков.
«При этом Вашингтон выступал в качестве инициатора диалога. Этим и объясняется более позитивная оценка визита со стороны Блинкена. Ему было необходимо показать, что поездка в Китай прошла успешно. Цинь Ган же подобных ограничений не ощущал, поэтому презентовать диалог в положительном свете ему нет нужды», – подчеркивает эксперт.
«Стоит отметить, что его слова о худшей точке в диалоге США и КНР с момента установления дипломатических отношений, по сути, полностью отражают реальность. Сейчас между Пекином и Вашингтоном нарастает военная конфронтация в Тайваньском проливе. Штаты стараются нарастить присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – считает Дудаков.
«Фактически все идет к большому конфликту, предотвратить который будет достаточно трудно. Перспектив нормализации практически не осталось. Визит Блинкена в этом плане выглядит пустой формальностью. Однако вскоре КНР посетит министр финансов США Джанет Йеллен. В плоскости экономики достигнуть договоренностей Пекину и Вашингтону проще», – отмечает собеседник.
«Думаю, что на грядущей встрече стороны обсудят санкционный режим Штатов в отношении Китая. Вполне возможно, что даже удастся поговорить конструктивно. Оба государства испытывают потребность в диалоге, поэтому не исключаю, что Цинь Ган примет приглашение Блинкена посетить США, но противоречия, как я уже сказал, слишком сильны. Изменить ситуацию двумя-тремя встречами не выйдет», – уточняет Дудаков.
«Главная проблема прошедших переговоров заключается в том, что стороны по-разному расставляли приоритеты. Для Китая важно получить какие-либо уступки со стороны США в Тайваньском проливе. То есть Пекин интересовали вопросы в политической плоскости. Вашингтон же пытался заострять внимание на менее важных для Пекина вопросах», – сказал Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Школы востоковедения НИУ ВШЭ.
Договорились об увеличении числа полетов между двумя государствами, поговорили о необходимости расширения культурных и социальных связей. Формально это неплохие результаты, о чем и заявил госсекретарь после окончания переговоров», – отмечает эксперт.
«Для Цинь Гана же ответить взаимностью после такого означало бы проглотить «горькую пилюлю» Тайваня. Давление Штатов на КНР продолжается и по вопросу позиции Пекина в рамках СВО. В связи с этим Китаю не с руки называть «удачными» те встречи, итогом которых становятся исключительно экономические договоренности», – подчеркивает собеседник.
«На этом фоне слова о худшей точке в отношениях США и КНР с начала дипломатических отношений выглядят вполне уместными. Тем более это суждение отлично соотносится с реальностью. Начиная с президентства Трампа Вашингтон пытался сделать Поднебесную вторичной по отношению к Штатам», – считает Маслов.
«Планировалось вытеснить Пекин с рынка высоких технологий и способствовать снижению политических амбиций Китая. Соответственно, это вызвало непонимание со стороны КНР, и страна начала постепенно выходить из-под американского влияния. Все это и привело к резкому снижению уровня диалога между двумя государствами», – акцентирует эксперт.
«Тем не менее нормализация контактов Вашингтона и Пекина до сих пор остается возможной. Поднебесная не является догматиком антиамериканизма. Она готова к общению, но лишь при условии снижения давления США по тайваньскому вопросу. Кроме того, Штатам необходимо преодолеть собственную тягу к ограничению технологического потенциала КНР», – уточняет собеседник.
«Сделать это будет непросто. Власти страны придали вопросу диалога с Китаем колоссальное значение. Любой шаг назад будет восприниматься гражданами США как капитуляция. Однако и попытки снизить градус напряженности продолжатся. В частности, думаю, Цинь Ган рано или поздно прибудет в Вашингтон. Это в интересах обоих государств», – подчеркивает Маслов.
«Результаты поездки Блинкена в Китай сложно назвать выдающимися. Фактически никаких договоренностей достигнуто не было. Но я не думаю, что Госдеп ставил себе задачу наладить конструктивный диалог с КНР.
Истинная цель состояла в том, чтобы прервать линию неудач действующего госсекретаря, для которого это уже пятая попытка хоть как-то пообщаться с Поднебесной»,
– сказал политолог-американист Дмитрий Дробницкий. «Блинкен встретился с главой МИД КНР Цинь Ганом. Переговоры прошли не очень радужно: удалось обсудить только увеличение числа полетов между государствами и расширение культурных связей. Затем с ним пообщался Ван И, а о беседе с Си Цзиньпином стало известно только за полчаса до самого мероприятия», – отмечает эксперт.
«В Азии всегда важны детали, поэтому наскоро организованная встреча, я думаю, подчеркивает истинную позицию КНР по отношению к Госдепу. К тому же заявления Блинкена о том, что США не поддерживают независимость Тайваня, похожи на крайнюю необходимость хоть как-то понравиться главе Китая. В целом поведение американской делегации выглядело как иллюстрация пословицы «тише воды, ниже травы», – подчеркивает собеседник.
«Да и на отношения с Москвой эта встреча не повлияет. Во-первых, с Россией Китаю гораздо проще общаться. В нашем диалоге нет недомолвок, велика степень взаимного доверия. В случае же с Вашингтоном рассчитывать на подобное сложно. Во-вторых, Пекин в целом сложно удовлетворить словами, нужны дела. Единственный поступок, который КНР оценит со стороны Штатов, это реальное невмешательство в дела Тайваньского пролива», – резюмирует Дробницкий.