Войти в почту

Майдан в Белграде или новая война с сербами – планы США на Балканах

США могут развязать войну на Балканах, чтобы дестабилизировать ситуацию в Европе, пишет китайский военный эксперт и телекомментатор Сонг Чжунпин в статье для Global Times. «Поскольку российско-украинский конфликт не принес желаемого эффекта для США, Вашингтону необходимо создать новую войну на Европейском континенте», – уверен автор.

Майдан в Белграде или новая война с сербами – планы США на Балканах
© Свободная пресса

Белый дом, по его словам, рассчитывает таким образом разрушить европейскую экономику и усилить зависимость ЕС от США. Эксперт убежден, что суверенитет и национальная безопасность Сербии не являются приоритетом НАТО. «Между тем, поскольку российско-украинский конфликт отнял много энергии и ресурсов у США, они, вероятно, будут рассматривать усугубляющийся раскол между Сербией и Косово как возможность, которой они могут воспользоваться», – пишет автор.

Конечная цель Вашингтона заключается в том, чтобы и Европа, и Россия понесли потери, что позволило бы ему сохранить свою гегемонию. По словам российского посла в Сербии Алексадра Боцан-Харченко, обострение в Косово и протесты в центре страны являются давлением на президента Александра Вучича из-за его независимой политики в отношении России.

«Идет наступление на власть в Белграде, на президента Вучича. Причина совершенно очевидная – это его самостоятельная линия, борьба за сохранение независимости и суверенитета, что просто бесит Вашингтон и Брюссель», – заявил посол. По его мнению, волнения в Сербии и на севере Косово демонстрируют усилия западных стран, которые используют оппозицию в Белграде для подрыва авторитета Вучича.

Неужели Вашингтон решил под шумок закрыть «сербский вопрос», пока Россия и Китай не могут ничем помочь?

– Скорее так, – не сомневается доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. – США хотят закрыть «сербский вопрос», пока Россия и Китай не имеют возможности Сербии помочь. Но они хотят сделать это без войны. Повторение 1999 года будет вряд ли.

«СП»: В чем интерес Китая?

– В 1999-м в Белграде разбомбили посольство Китая, там были погибшие. Такое не прощают. Плюс ко всему, китайцы видят параллель между Косово и Тайванем. И наконец, Сербия для них – входные ворота в Европу.

«СП»: Можно сравнивать конфликты в Косово и на Украине? Что общего и в чем различия? Насколько оба конфликта управляемы для коллективного Запада?

– Сравнивать трудно. На Украине – конфликт внутри одного народа. Косовский случай – типичный этнотерриториальный спор между двумя народами. Общее то, что США и ЕС хотят задавить как русских, так и сербов, которых считают «проводниками влияния Москвы в Европе». Оба конфликта управляемы частично – всё же и украинское руководство, и косовские албанцы проявляют немало самодеятельности. Но в целом албанцы более управляемы и послушны, чем украинцы.

«СП»: В чем суть происходящего сегодня в Косово? Как вы оцениваете вероятность возобновления конфликта там?

– Он может возобновиться в любой момент – причём даже против воли Запада. Но в целом вероятность средняя. Тот же Столтенберг, к примеру, призвал албанцев дать слегка «задний ход». Сербию хотят дожать без большого кровопролития. Иначе образ Запада в остальном мире испортится. Да и с Китаем поссорятся дополнительно, ведь он немало Сербии помогает.

«СП»: Запад, по-вашему, хочет под шумок решить окончательно сербский вопрос, воспользовавшись занятостью России? Или мы тут вообще ни при чем?

– Дело не только в России. Готовится расширение ЕС на Балканы. Туда хотят взять и Сербию, и Косово. Но не получается, и это многих на Западе злит.

«СП»: От Вучича же хотят, чтобы он санкции против России ввел? При чем тут Косово? Или от него еще чего-то нужно?

– От него хотят, чтобы он как президент страны-кандидата в члены Евросоюза полностью соблюдал линию ЕС. В первую очередь, в отношении России. Хотят от него и признания Косово. И может быть, в обмен на такое признание и введение санкций ему разрешат четыре сербские общины на севере края забрать назад.

«СП»: Российский посол в Сербии считает, что в стране может произойти «майдан». Есть такая вероятность? Кому нужен этот «майдан», кто может стать его движущей силой?

– Маловероятно. В Сербии очень мало готовых что признать Косово, что порвать с Россией. Даже среди прозападной публики на такое пойдут не все. Поэтому США и ЕС предпочитают прямое внешнее давление, ибо внутри Сербии зацепиться трудно. К тому же Вучич куда популярнее в народе, чем Милошевич в 2000 году.

«СП»: Что ждет Сербию, если президент все же пойдет на серьезные уступки по Косово?

– Это будет означать, что страну дожали. На самом деле, Вучичу не позавидуешь – при всём том, что рядом его шагов Россия может быть недовольна.

– Общеизвестно, что американские президенты переизбираются на фоне победоносных военных действий, – отмечает доцент Финансового университета при правительстве России Владимир Блинов. – Этого не смогли позволить себе ни миротворец Джимми Картер, ни поспешно закончивший «Бурю в пустыне» Буш-старший, ни принципиальный противник ввязывания в чужие конфликты Дональд Трамп, что закономерно сказалось на результате.

Сегодняшней провальной администрации США, безусловно, нужна победа, но пока что, начиная с Афганистана, неудачи следуют одна за другой. Конфликт в Косово навряд ли обострился из-за североамериканцев, есть гораздо большее число мест на земле, где можно без проблем отбомбиться по туземцам, но не исключено, что они обыграют эти историю себе на пользу как с точки зрения усиления европейского влияния, так и общего медийного эффекта.

– Расширение дуги нестабильности в Европе выгодно США, – согласен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. – Тем более, в случае эскалации в Косово туда, скорее всего, окажутся втянуты и ЕС, и Россия, которые продолжат взаимно ослаблять друг друга. Более того, если Россия окажется не в состоянии помочь сербам, это станет очередным пятном на ее репутации как сильного международного игрока. Так что своя логика здесь есть.

«СП»: По-вашему, США хотят постоянной дестабилизации Европы, и им все равно в каком месте? Рассчитывают таким образом разрушить ее экономику и усилить зависимость ЕС от Вашингтона. Так?

– Да, Штатам сильная Европа не нужна, потому что это конкурент. Она, с точки зрения Вашингтона, должна оставаться рыхлой, а в экономическом плане быть на вторых ролях, дополнять США. Но, к слову, России сильный ЕС тоже не нужен.

«СП»: Материал размещен в китайском издании. В чем интерес КНР? Конкретно в Косово и в Европе в целом?

– Китай активно инвестирует в Сербию, которая пытается при помощи сотрудничества с КНР создать противовес европейскому доминированию. Китайцы, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы их инвестиции обнулились в результате очередной балканской войны. Им нужна самостоятельная Сербия как точка входа на европейский рынок и проводник влияния в Европе. Но интерес – в первую очередь экономический, а не политический.

Напрямую вмешиваться в конфликт Пекин вряд ли станет. Сербия – маленькое государство, находится далеко и в целом на периферии интересов КНР. Более того, в случае смены власти китайцы постараются договориться с новым руководством. Для примера можно взять ту же Украину, которую Китай в целом вполне успешно осваивает, несмотря на полностью проамериканскую власть.

«СП»: Как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию в Косово?

– Конфликт там – тлеющий, поскольку не устранены основные факторы напряженности. С одной стороны, у сербского руководства нет воли к эскалации. Президент Вучич пытается усидеть на всех стульях сразу, остаться «хорошим» и для Европы, и для Китая, и для России, и для сербских патриотов. Но именно такая многовекторность максимально повышает политическую неопределенность. В результате полыхнуть может в любой момент, независимо от чьей-либо воли.

«СП»: А российский посол в Сербии считает, что в стране может произойти «майдан».

– Такая вероятность есть. Вучич – многовекторный политик, который, с одной стороны, весьма податлив в отношении ЕС и США, но все же пытается сохранять самостоятельность и держать баланс за счет сотрудничества с Россией и Китаем. Он упорствует в косовском вопросе, тем самым тормозя окончательную «европейскую интеграцию» Сербии. Поэтому в США и ЕС заинтересованы в том, чтобы привести к власти своих марионеток. Такое уже было – можно вспомнить Воислава Коштуницу или Бориса Тадича. Но сербский народ каждый раз отторгал западных ставленников. Тем не менее, возможности влияния у коллективного Запада в Сербии велики, и прозападная «пятая колонна» там распустилась пышным цветом. Поэтому предпосылки для «майдана» есть, и серьезные.