о падении уровня строгости отбора лауреатов некогда престижной награды
«Когда в последние годы консервативные начала — хотя бы даже и лишь символического свойства — в Евросоюзе приказали долго жить и произошла зелёная революция с появлением у власти самых удивительных патрициев, это логичным образом отразилось и на премии Карла Великого. Ибо в самом деле: когда у власти находятся люди, которых мы наблюдаем ныне, почему отбор лауреатов теперь должен вестись с прежней строгостью? И понеслось».
Премия Карла Великого, основавшего Священную Римскую империю германской нации — она же Первый рейх, — была учреждена в 1950 году и вручалась государственным мужам, продолжавшим дело имперского строительства, оказавшееся актуальным и после 1945 года. Премия вручалась в Ахене, где была в начале IX века столица Первого рейха. В этом году её вручили В.А. Зеленскому и украинскому народу.
Нет уверенности, что и сам Зеленский, и украинский народ твёрдо знали, кто такой Шарлемань и чем он славен, но премию получить всегда приятно. Хоть её денежная составляющая невелика — всего €5 тыс., но велик почёт.
С 1950 года и почти до наших дней премия вручалась знатным людям Запада. Хотя в статуте премии это прямо не оговаривалось, но список лауреатов говорил о том, что принцип награждения в чём-то похож с принципом награждения высшими орденами. Хоть старейший и почётнейший орден Подвязки, кавалерами которого становились особы королевского звания и принцы крови. Хоть высшие полководческие ордена СССР. И орденами Победы, и орденами Суворова I степени награждались военачальники уровня командующих фронтом. Или по меньшей мере командующие штабами и родами войск такого уровня.
Премия Карла Великого была учреждена для гражданских, но уровень государственных мужей, достойных награды, также был соответствующий. Там был представлен весь иконостас отцов-основателей Евросоюза: Робер Шуман, Конрад Аденауэр, учредитель Итальянской Республики Альчиде де Гаспери, многолетний бельгийский премьер Спаак, британские премьеры, президенты США. Из духовных особ — двое пап святейших. По должности — все президенты ФРГ etc.
Даже и вплоть до последнего времени, когда старая Европа в союзе стала всё более и более разбавляться новой, элитарный принцип ордена Карла Великого старались как-то блюсти. Появлялись и восточноевропейские лауреаты, но сугубо номенклатурные и почтенные. По крайней мере, в европейском понимании. Например, к чешскому президенту Гавелу можно относиться по-разному, но в европейский иконостас он, несомненно, входил, тогда как польские братья Качиньские со своими креатурами (Моравецкий, Дуда) не входят никак. Соответственно, и €5 тыс. не получали.
То есть в списке лауреатов, потрудившихся и ныне вроде как продолжающих трудиться над возрождением Священной Римской империи, плебеи не значились. Один только европейский патрициат плюс знатные англосаксы.
Но когда в последние годы консервативные начала — хотя бы даже и лишь символического свойства — в Евросоюзе приказали долго жить и произошла зелёная революция с появлением у власти самых удивительных патрициев, это логичным образом отразилось и на премии Карла Великого.
Ибо в самом деле: когда у власти находятся люди, которых мы наблюдаем ныне, почему отбор лауреатов теперь должен вестись с прежней строгостью?
И понеслось. Премию 2022 года дали трём дамам, собиравшимся возглавить Белоруссию вместо Лукашенко: «За их мужественную и вдохновляющую приверженность свободе, демократии и защите прав человека». Возможно, С.Г. Тихановская в Ахене всех вдохновляет, тогда как А.Г. Лукашенко не вдохновляет нимало. Но какова связь между неудачной попыткой белорусского «майдана» лета — осени 2020 года и наследием Карла Великого — это не всякому дано понять. Равно как и связь между нынешним чествованием В.А. Зеленского и европейским строительством.
Официальная формула — «Украинский народ под руководством своего президента Владимира Зеленского защищает не только суверенитет своей страны и жизни её граждан, но и Европу и европейские ценности». Разве что по формуле «Яка Европа, таковы и ценности», защищаемые Зеленским. Например, попрание всех Женевских конвенций о защите мирного населения в ходе военных действий. Впрочем, возможно, имеются в виду европейские ценности в интерпретации Третьего рейха. Тогда вполне и очень даже.
Д-р Геббельс тоже много и вдохновенно говорил о защите Европы от русского варварства.
Тут уже переход от Первого рейха к Третьему, но нет уверенности, что сегодняшние европейские нотабли видят особую разницу. Тем более что ведь и с другими почётными премиями наблюдается та же картина. Между лауреатами Нобелевской премии мира начала XX века и начала XXI века тоже ведь дистанция огромного размера.
Остаётся начать производить в кавалеры ордена Подвязки рокеров и рэперов, и будет совсем хорошо.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.