Войти в почту

Российский бизнесмен хочет отсудить у Великобритании суперъяхту Phi

Шестидесятиметровая Phi, которую несложно назвать одной из самых изящных суперъяхт, заблокированных в Европе на фоне западных санкций, очень хочет впервые выйти в открытое море. Как пишет Bloomberg, конфликт застал судно в порту Лондона, где оно проходило последние этапы отделки. Владельцем яхты еще прошлой весной назвался бизнесмен Сергей Науменко. Бизнесмен сразу изъявил намерение подать в суд на британские власти за арест собственности неподсанкционного лица и за клевету о том, что он, дескать, человек Кремля — в таком духе высказался глава Минтранса Британии.

Российский бизнесмен хочет отсудить у Великобритании суперъяхту Phi
© BFM.RU

Теперь обещание исполнено — иск подан. Об этом свидетельствует информация на сайте Национального архива Великобритании. О перспективах дела рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры», юрист по британскому праву Владимир Гладышев:

Владимир Гладышев британский юрист, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «С одной стороны, на этом уровне английское правосудие работает хорошо. С другой стороны, по целому ряду вопросов английские судьи сильно прислушиваются к политическим властям, причем делают это не кулуарно, а официально. В ряде случаев законодательство предписывает английским судьям руководствоваться разъяснениями английского Министерства иностранных дел. Если мы посмотрим, например, на дело о венесуэльском золоте, когда арестовали золото и сказали, что теперь президентом является не Мадуро, а Гуайдо, решение против Мадуро было принято на основании письма Министерства иностранных дел. Английский судья, если не будет специальных для этого показаний, вполне может принять решение в пользу истца. Для этого он должен удостовериться, что он не в санкционных списках и данное действие не подпадает под санкции. Английский судья вполне может сказать: «Ребята, это не является вопросом регулирования в данный момент правовой ситуации».

При этом Науменко более чем загадочная персона. Bloomberg называет его «девелопером и импортером продовольствия», но не приводит ни названия его компаний, ни даже страны их деятельности. Учитывая стоимость Phi, которую агентство оценивает в 48 млн долларов, состояние Науменко должно исчисляться как минимум сотнями миллионов — вряд ли он купил яхту на последние сбережения. При этом имя бизнесмена не встречается в архивах российских новостных агентств как минимум за десять лет. Год назад Financial Times связывала судно с уральским бизнесменом Виталием Кочетковым — но, во-первых, тот этого не подтверждал, а во-вторых, и сам он не находится под санкциями.

Как суд будет определять, действительно ли Науменко реальный бенефициар актива? Комментирует доцент кафедры международного права МГИМО, партнер юридической фирмы NSP Илья Рачков:

Илья Рачков доцент кафедры международного права МГИМО, партнер юридической фирмы NSP «Будут дотошно анализировать, в какие порты заходило это судно, кто оказывал услуги по обеспечению судна (заправка топливом и так далее), кто оплачивал эти услуги, кто их заказывал, кто — поименно — бывал на борту этого судна, в какие периоды, сколько времени там проводил. Плюс от лиц, участвующих в процессе, потребуют предъявить доказательства, вплоть до раскрытия своих активов, происхождения денежных средств, на которые эта яхта и содержится. Яхта — это все-таки не рабочая лошадка, не коммерческое судно, которое перевозит грузы, это скорее расходная статья. Будут Науменко под микроскопом изучать: давно ли заинтересован яхтами или это недавнее увлечение? Может быть, он мастер парусного спорта и бредил этим всю жизнь. И вот недавно купил себе яхту, поскольку заработал достаточно денег. А может быть, наоборот, он не сможет подтвердить, что у него или у компании под его контролем были необходимые средства, значит, ему кто-то их предоставил. Тогда начинаются вопросы: кто, на каких условиях?»

По данным Bloomberg, полноценные слушания по иску о разморозке Phi запланированы на июль. И адвокаты Науменко, и Министерство транспорта Великобритании давать комментарии агентству отказались.