В Турции заявили о давлении Запада на Анкару перед выборами президента

Президентские и парламентские выборы, которые пройдут в Турции 14 мая, полностью изменят ее историю. Этим вызвано растущее давление на Анкару со стороны США и Европы, считает глава турецкого МВД Сулейман Сойлу.

"Турция меняет свою историю. С выборами 14 мая она полностью изменится. Это не выборы [президента страны Реджепа Тайипа] Эрдогана, а выбор будущих поколений Турции, ее полной независимости, поэтому США и Европа оказывают на нее давление", - приводит в среду слова министра телеканал TV100.

По заявлению Сойлу, "Америка постоянно продолжает терять авторитет и весь мир ее ненавидит. Европы как таковой не существует, она является лишь составом в конвое Америки, без каких-либо особенностей".

"Европейские лидеры постоянно дискредитируются, население континента стареет, там испытывают и будут продолжать испытывать сложности в экономическом развитии. Европа стала пешкой Америки в Африке, все африканские страны ненавидят эксплуатирующие их государства", - отметил глава МВД Турции.

Президентские и парламентские выборы пройдут в Турции 14 мая. Бороться за пост главы государства будут четыре кандидата, однако основная борьба, как прогнозируют аналитики, развернется между Эрдоганом и лидером НРП Кылычдароглу, которого в качестве единого кандидата выдвинула оппозиция. Политологи не исключают вероятность проведения выборов в два тура.

Читать новость полностью

Президент Турции Эрдоган заявил, что его двери закрыты для посла США в Анкаре Флейка

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отказался от дальнейших встреч с послом США в Анкаре Джеффом Флейком на фоне его переговоров с кандидатом от оппозиции на выборах 14 мая Кемалем Кылычдароглу.

Посол президента США Джо Байдена посещает бай Кемаля, заявил Эрдоган, чьи слова приводит газета газета Star.

"Как не стыдно, думай головой. Ты - посол, твой собеседник здесь - президент", - подчеркнул турецкий лидер.

Он поинтересовался, с каким лицом американский посол после этого попросит о встрече с президентом Турции. Теперь двери для дипломата из США закрыты, он "должен знать свое место", добавил Эрдоган.

"Пусть знает, как должен работать посол, а если он не знает этого, то не сможет войти в эту дверь", - цитирует РИА Новости президента Турции.

Читать новость полностью

Эрдоган заявил, что предстоящие выборы в Турции пошлют сигнал Западу

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что западные государства и исламский мир внимательно следят за предвыборной кампанией в республике, передает Daily Sabah. По его словам, у Запада есть свои планы на Турцию и он настроен против него.

«Этими выборами Турция пошлет сигнал Западу. Эта страна больше не обращает внимание на то, что сказал бы Запад, ни при борьбе с терроризмом, ни при определении своей экономической политики», — отметил Эрдоган.

Как указал президент Турции, развитие оборонной промышленности, в том числе строительство первого корабля-носителя для беспилотников, позволило Анкаре выйти на совершенно другой уровень. Он также добавил, что страна продолжит делать шаги в этом направлении.

Читать новость полностью

Богданов допустил вмешательство США в предстоящие выборы в Турции

Спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД России Михаил Богданов допустил, что Вашингтон может вмешиваться в предстоящие президентские выборы в Турции.

"Соединенные Штаты всегда вмешиваются во все, даже когда выборов нет, они вмешиваются. И не только в Турции. Повода даже не нужно", - сказал он, отвечая в понедельник на соответствующий вопрос ТАСС.

Читать новость полностью

Более половины опрошенных жителей Турции уверены в победе Эрдогана на выборах президента

Более половины населения Турецкой Республики уверены, что действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган может победить на предстоящих 14 мая выборах главы государства. По данным опроса, проведенного компанией по изучению общественного мнения Optimar, 53,4% участников убеждены в таком исходе выборов. Результаты опроса опубликовала во вторник газета Hürriyet.

При этом 42,1% из числа опрошенных считают, что победу одержит единый кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу, 8,3% прочат ее лидеру "Партии страны" Мухаррему Индже и 1,7% - представителю альянса "АТА" Синану Огану.

Опрос проводился 1-7 апреля среди 4 745 респондентов путем прямого собеседования. 45,9% опрошенных сообщили, что проголосуют за Эрдогана и 43,9% - за Кылычдароглу. Исследование выявило две тенденции: важную роль в судьбе президентских выборов в Турции сыграют молодежь и неопределившиеся, процент которых составляет порядка 15,5%. Согласно данным Optimar, 13,6% представителей молодежи в возрасте 18-24 лет готовы проголосовать за Эрдогана, 15,2% - за Кылычдароглу, 19,5% - за Индже и 15,3% - за Огана. Из числа не принявших пока окончательное решение, за кого голосовать на выборах, 41,5% могут отдать голоса за Эрдогана и 31,3% - за Кылычдароглу.

Вывод, аналогичный с социологами Optimar, ТАСС ранее высказал ведущий турецкий политтехнолог Неджати Озкан. По его словам, представители так называемого поколения Z, составляющие свыше 20% 64-миллионного электората, не верят представителям старой формации, поэтому политики, которые сумеют завоевать их симпатии, повысят шансы на победу на выборах. В равной степени это касается представителей электората, не определившихся с выбором, считает Озкан.

Аналитики не исключают, что президентские выборы в Турции пройдут в два тура, так как результаты большинства публикуемых в Турции опросов общественного мнения пока не дают четкой картины распределения голосов. В таком случае он состоится 28 мая. На выборах 2018 года Эрдоган получил 52,6% голосов.

Эксперты рассказали, как Вашингтон готовит сменщика Эрдогану

Вашингтон предпринимает колоссальные усилия для того, чтобы лишить власти одного из ключевых партнеров России – президента Турции Эрдогана. США крайне недовольны политикой Анкары и с точки зрения взаимодействия с Москвой, и по ряду других вопросов. А на смену Эрдогану Госдеп готовит человека, которого уже назвали «турецким Зеленским».

На днях в одной из популярных турецких интернет-газет появилась информация о некоем «грязном плане», который Соединенные Штаты собираются реализовать в Турции. Плане по приводу к власти в этой стране Зеленского.

Конечно, речь не идет о том, что мелькающий на всевозможных западных площадках украинский президент займет еще и резиденцию главы турецкого государства. Имелась в виду вероятность появления в Турции политика, который будет выполнять для США роль Зеленского. То есть развяжет конфликты с Москвой по всем возможным фронтам.

«США строят планы втянуть Россию и Турцию в конфликт в Сирии, на Черном море (видимо, имеется в виду статус черноморских проливов и возможность их открытия для ввода американского флота в Черное море) и в Средней Азии», – пишет издание.

И в этом есть логика. Соединенные Штаты находятся на Украине в крайне непростой ситуации. Москва перешла к тактике «войны на истощение», демонстрируя готовность вести конфликт сколь угодно долго – а США к этой войне не готовы из-за растущих в Америке антивоенных настроений.

Сейчас американцы ставят весенний украинский наступательный блицкриг – однако в Вашингтоне нет четкого понимания что делать, если этот блицкриг провалится. Поэтому США крайне важно растащить внимание Москвы по целой серии кризисов, которые должны вспыхнуть на российской периферии и в чувствительных для нее регионах. И никто не подходит на роль поджигателя столь идеально, как Турция. В силу ее географического положения и пересечения интересов с Москвой в целом ряде регионов.

Однако на пути этой стратегии есть одно препятствие. Имя ему – действующий президент Турции Реджеп Эрдоган.

Разворот в себя

Изначально с ним проблем у США не было.

«Когда ПСР, основанная Эрдоганом, пришла к власти в начале нулевых, то проводила ориентированный на Европу и Америку внешнеполитический курс. Выступала за сближение с партнерами по НАТО, сближение с Европой и т. п. Рассматривала себя как часть коллективного Запада», – поясняет газете ВЗГЛЯД научный сотрудник отдела Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Алина Сбитнева.

Запад даже аплодировал Эрдогану – ведь он смог вывести турецкую экономику из кризиса (за что получил от некоторых британских СМИ титул лучшего турецкого премьера за последние полвека).

Однако затем Турция стала уходить в другую сторону – разворачиваться на Восток.

«Одни называют точкой отсчета 2014 год (когда Эрдоган пересел из премьерского в президентское кресло, тем самым, по мнению Запада, нарушил принцип сменяемости власти), другие же говорят о 2016 годе. Годе неудачной попытки госпереворота, когда США не поддержали Эрдогана и отказались выдать турецким следователям Фетхуллу Гюлена (живущего в Пенсильвании проповедника, которого Анкара назвала одним из организаторов переворота). В результате турецкие элиты разочаровались в западных партнерах, и Анкара изменила свой вектор внешнеполитического развития, стала проводить более независимую от Запада внешнюю политику. После чего поведение и амбиции Эрдогана перестали нравиться его заокеанским коллегам», – говорит Алина Сбитнева.

Что и неудивительно – ведь Эрдогану не нравились амбиции заокеанских коллег в отношении Турции.

«Америке нужна либо полностью покорная, подчиненная американским интересам Турция, либо Турция как зона хаоса и часть дуги нестабильности», – поясняет газете ВЗГЛЯД доктор политических наук, заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков.

При этом важнейшим элементом новой суверенной политики Турции стали отношения с Россией. Можно даже сказать, что без этих отношений никакой суверенности у Турции не было бы. Именно благодаря Москве Турция смогла выйти из лагеря побежденных в Сирии, именно благодаря России ей удалось диверсифицировать свой западный вектор, а также добиться энергетического и в какой-то степени даже военного суверенитета.

Американцам такое сближение, понятно, не нравилось – и они принимали меры.

«Первый раз США попытались избавиться от Эрдогана в 2016 году. Существует множество указаний на то, что именно американские спецслужбы (а точнее ЦРУ) стояли тогда за неудачной попыткой госпереворота в Турции. Мелькали даже имена американских политологов-тюркологов, которые могли быть причастны к контактам с теми турецкими военными, которые осмелились на путч», – поясняет газете ВЗГЛЯД политолог-международник, эксперт РСМД Елена Супонина.

Переворот, однако, не удался. Эрдоган (как считают некоторые эксперты, при помощи России) сумел ускользнуть от заговорщиков, после чего провел массовую зачистку силовых, журналистских, чиновничьих и иных кругов от нелояльных элементов. И сейчас Соединенные Штаты хотят совершить новый подход к снаряду.

Во-первых, из-за того, что сейчас из-за проблем на украинском фронте резко выросла нужда в лояльной Турции. Во-вторых, предстоящие уже в ближайшие недели выборы президента Турции дают Западу уникальный шанс сместить Эрдогана законным электоральным путем. Благо в этом плане в Турции есть на кого положиться.

«Турция на протяжении всей своей современной истории вплетена в западный мир. С 1952 года она была членом НАТО, потом стала кандидатом на вступление в ЕС. Соответственно, турецкие элиты – по крайней мере, столичные (то есть из Анкары и Стамбула) – были глубоко вестернизированными», – говорит Алина Сбитнева.

И сейчас остаются – ведь США сохраняют частичный контроль за их формированием.

«Несмотря на присущий Эрдогану неоосманизм, планомерное отдаление от Запада и курс на независимость, американское влияние в Турции в тех или иных форматах сохраняется. Просто изменились формы этого влияния. Если раньше оно шло через НКО и различные структуры в области образования, то сейчас американцы работают через лоббистские группы. И не только через общественные организации, но еще и через политические. Так, ни для кого не секрет, что Республиканская народная партия (крупнейшая оппозиционная сила и главный конкурент Эрдогана на грядущих выборах) тесно сотрудничает с Западом. Проводит консультации и встречи», – продолжает Алина Сбитнева.

Два мира

Именно на нее и ее лидера Кемаля Кылычдароглу Вашингтон и делает ставку на предстоящих выборах.

«Сейчас специалистам известно о том, что американцы наиболее активно выстраивают контакты с этой силой. Окружение господина Кылычдароглу активно посещает Вашингтон. Американцы делают все возможное для того, чтобы турецкая оппозиция укрепилась. Да, они делают это осторожно – понимая, что популярность Эрдогана велика, однако все-таки ведут свою игру», – говорит Елена Супонина.

Возможно, кандидат на роль «турецкого Зеленского» выбран не очень удачно. Кемаль Кылычдароглу слишком долго находится во главе республиканцев и слишком много раз проигрывал Эрдогану всевозможные выборы.

Неудивительно, что за ним закрепился образ вечного неудачника. Звучали предложения выдвинуть на роль общеоппозиционного кандидата в президенты Турции других лидеров. Например, лидера «Хорошей партии» Мераль Акшенер, а также мэра Стамбула и представителя Республиканской народной партии Экрема Имамоглу. Однако Мераль Акшенер в итоге оказалось недостаточно влиятельной и прозападной, а Имамоглу сбили на взлете сами турецкие власти.

«Мераль Акшенер всегда была выходцем из турецких националистов, и возглавляемая ей «Хорошая партия» придерживается синтеза прозападности и национализма, но с уклоном все-таки во второе. У Республиканской народной партии же четко прозападные взгляды, да и они гораздо влиятельнее, чем «Хорошая партия» – что и показали последние муниципальные выборы в Турции, – говорит Алина Сбитнева. – Что касается Имамоглу, то он не может быть кандидатом в президенты. На него возлагали большие надежды, однако в конце 2022 года против Имамоглу было возбуждено уголовное дело (по мнению следователей, он оскорблял Центральную избирательную комиссию Турции).

Его приговорили к двум годам тюрьмы (куда он пока не сел, поскольку может оспаривать приговор в различных инстанциях – прим. ВЗГЛЯД) и лишили права заниматься политической деятельностью. Так что выбора особо не осталось, пришлось ставить на Кылычдароглу».

В итоге нынешние президентские выборы в Турции фактически превратились в самый настоящий цивилизационный выбор для страны. «По сути это не просто противостояние между партийными структурами или экономическими блоками, а противостояние различных миров. С одной стороны – силы, ориентированные на национальные интересы и ценности во главе с Реджепом Эрдоганом и лидером Партии националистического движения Девлетом Бахчели. Это консервативная, националистическая Турция. С другой стороны – силы, ориентированные на большую ориентацию на НАТО и США, на интеграцию в Европейский союз. Это оппозиционный альянс, который возглавляют США. Ну формально его, конечно же, возглавляет Кемаль Кылычдароглу, но по факту часть решений принимаются из западных центров», – говорит Владимир Аватков.

И вопрос в том, какой выбор 14 мая сделает турецкое население на избирательных участках. Сохранит ли у власти Эрдогана – либо выберет своего Зеленского.

ЕС использует фактор финансовой помощи после землетрясений для давления на Турцию

Евросоюз использует потребность Анкары во внешней финансовой помощи после мощных землетрясений в феврале этого года для усиления давления на международную политику Турции, заявил в беседе с ИА SM-News тюрколог, политолог, доктор политических наук Владимир Аватков.

Оценивая положение в стране накануне запланированных на 14 мая президентских выборов, эксперт отметил, что большинство граждан поддерживают стремление президента Реджепа Тайипа Эрдогана вывести Турцию на позиции одной из ведущих мировых держав, сделать ее хабом, центром. Кроме того, они согласны с курсом на независимую внешнюю политику, которую продвигает сегодня турецкое руководство, подчеркнул Аватков.

В разных формах, но в целом население страны сходится в необходимости более активно выступать на международной арене. При этом есть внутренняя политика. И в этом вопросе между партиями и кандидатами существует много разногласий, прежде всего по разрешению экономического кризиса и поиску источников финансирования. Именно этим Запад и пытается воспользоваться для своих целей, констатировал Аватков.