The Conversation: Саудовская Аравия отказалась подчиняться мнению США во внешней политике
Заключённый при помощи КНР в качестве посредника договор о сближении с Ираном отражает значительный сдвиг во внешней политике Саудовской Аравии. Об этом сообщило издание The Conversation, а перевело “ИноСМИ”. Иными важными элементами новой дипломатической политики Эр-Рияда стали нейтралитет в украинско-российском конфликте и охлаждение отношений с Соединёнными Штатами Америки.
Тот факт, что Саудовская Аравия заключила договор о сближении с Ираном, а в качестве помощника выбрала Поднебесную, стал неожиданностью для многих международных аналитиков.
Совместное трёхстороннее заявление, было подписано в Пекине 11 марта. Документ положил начало процессу восстановления дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном. Как известно, они были разорваны в январе 2016 года после штурма посольства Саудовской Аравии в Иране. А это произошло из-за казни Нимра ан-Нимра (Саудовского священнослужителя-шиита).
Автор статьи видит, что решение королевства взаимодействовать с Ираном и Поднебесной является частью более масштабного процесса диверсификации международных отношений. Он, по его мнению, имеет место в последнее десятилетие. Для всех внимательно наблюдающих за мировыми политическими трендами в государствах Персидского залива сделка вполне вписывается в общую ситуацию.
Внешняя политика Эр-Рияда, ориентированная на неприсоединение, становится все важнее для отстаивания интересов государства.
Часто говорят, что отношения между Саудовской Аравией и США строятся вокруг принципа “чёрное золото в обмен на безопасность”. В действительности же их связи носили более замысловатый и сложный характер. Не обходилось и без периодов высокой напряженности. Например, они были вызваны такими вещами, как участие Саудовской Аравии в арабском нефтяном запрете в 1973 году или причастность его граждан к террористическим атакам 11 сентября 2001 года.
Однако после протестов “арабской весны” в начале 2010-х годов саудовско-американские отношения испортились. Руководителей государств Персидского залива встревожило то, что администрация Барака Обамы отреклась от Хосни Мубарака (Экс-президента Египта) в ходе революции 2011 года после 30-летнего партнёрства с Вашингтоном. Они боялись, что Соединённые Штаты Америки могут отказаться и от них.