Войти в почту

В деньгах счастье: в богатых странах люди счастливее, чем в бедных. Комментарий Семена Новопрудского

Всемирный индекс счастья для стран рассчитывается по шести параметрам: доходы граждан, состояние медицины, социальная поддержка (помощь государства людям), уровень свободы, щедрость (готовность людей помогать друг другу) и уровень коррупции (чем меньше, тем лучше).

В деньгах счастье: в богатых странах люди счастливее, чем в бедных. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Самым счастливым государством мира шестой год подряд стала Финляндия с показателем индекса счастья 7,80 по десятибалльной шкале. В тройке лидеров — Дания и Исландия. В первой десятке за ними следуют Израиль, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Швейцария, Люксембург и Новая Зеландия. В топ-20 входят все наиболее развитые западные страны — США, Германия, Канада, Великобритания, Франция. Из постсоветских государств в первой двадцатке (на 20-м месте) только Литва. Россия — чуть ниже середины списка из 137 стран, в которых замеряли индекс счастья, на 70-м месте. Украина на 93-м. Самые несчастные — Ливан и Афганистан.

Главное, что объединяет наиболее счастливые государства планеты, — высокий уровень доходов. Из первой десятки самых счастливых три страны — Люксембург, Швейцария и Норвегия — входят и в первую десятку лидеров по валовому внутреннему доходу на душу населения. А Люксембург и вовсе чемпион мира по среднедушевым доходам. Самая «бедная» из первой десятки самых счастливых государств — Новая Зеландия — занимает по ВВП на человека 34-е место из 199 государств, по которым есть такие данные. То есть тоже находится в верхней части списка. И все десять наиболее счастливых стран мира имеют достаточно развитые национальные экономики.

Традиционный ежегодный мониторинг счастья россиян, подготовленный ВЦИОМ, также доказывает зависимость между доходами и ощущением счастья. Среди россиян, считающих свое материальное положение хорошим, доля счастливых составляет 93% против 82% в среднем по стране. Среди тех, кто назвал свое финансовое положение плохим, несчастными чувствуют себя 44% против 15% в целом по России.

По всемирному индексу счастья сразу видно, что оно совершенно не зависит от климата. Теплые страны с обилием солнца практически не представлены в первой двадцатке, а в десятке среди таких только Израиль. Зато в тройке, кроме не слишком теплых и солнечных Финляндии с Данией, есть Исландия — едва ли не рекордсмен мира по количеству дождливых и пасмурных дней в году. Практически все наиболее счастливые страны мира (опять же, за исключением Израиля) не имеют очевидных внешних врагов и давно не вели никаких военных действий. Практически везде высокий уровень жизни сочетается с высоким уровнем социальной поддержки со стороны государства.

Разумеется, ощущение счастья субъективно. На него (о чем свидетельствуют данные мониторинга ВЦИОМ), кроме доходов, влияют личное здоровье человека, семья, работа. Но не менее очевидно, что часть заботы об этих факторах счастья — важнейшая задача экономической и социальной политики государства.

Некоторые страны (например, Великобритания) стали включать индекс счастья в перечень постоянных показателей социально-экономического развития страны вместе с привычным, но абстрактным для личного восприятия человека показателем роста ВВП и более понятным каждому из нас уровнем инфляции. В крошечном южноазиатском государстве Бутан есть министерство счастья. И это вполне рациональные решения, а не желание государств выглядеть оригинальными.

В конце концов, единственная и неповторимая жизнь каждого человека (даже если он верит в загробный мир или переселение душ) становится главной меркой, с которой он воспринимает все происходящее в своей стране и мире. Личное счастье человека в значительной мере зависит от него самого и от набора непредсказуемых случайностей: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Но и от государственной политики наше счастье зависит тоже. Любое государство в конечном счете и существует для того, чтобы как можно больше живущих на его территории людей как можно дольше чувствовали себя счастливыми.