Почему Макрон решил протолкнуть закон о пенсионной реформы без голосования в Нацсобрании?
После того, как закон о реформировании пенсионной системы, вызвавший массовые протесты в стране, был принят без голосования в Национальном собрании, нижней палате французского парламента, местная пресса обрушилась с жесткой критикой в адрес ее инициатора президента Эмманюэля Макрона и главу правительства Элизабет Борн.
"Такой шаг - есть признак слабости и предтеча серьезного политического кризиса", утверждает в своей передовице газета République des Pyrénées. Обозреватель Figaro Ив Треар не без горечи заметил, что у всей этой истории явный "вкус поражения". Кого? Понятно, властных элит, которые в другом издании не без ехидства назвали "президентским меньшинством".
И, все-таки, почему нынешний хозяин Елисейского дворца решился на такой шаг? Ведь, как свидетельствуют люди из его ближайшего окружения, Макрон был настроен на классическую процедуру принятия закона, предусматривающего порог выхода французов на пенсию в 64 года, через обычный механизм голосования в обеих палатах парламента. Причем накануне реформа без каких-либо шероховатостей была одобрена в Высшей палате - почти двумя третями голосов сенаторов.
Правда, главная битва должна была произойти именно в Национальном собрании, ибо депутаты имели последнее слово в судьбе законопроекта.
Как вечером в четверг в новостной программе телеканала TF1 рассказала глава кабмина Элизабет Борн, а она огласила в Нацсобрании решение прибегнуть к конституционной поправке 49.3, дающей возможность обойтись без голосования, "мы не могли рисковать будущим реформы". По той простой причине, что не были уверены в его результате.
При этом бросила камень в огород правой партии "Республиканцы", чей лидер Эрик Сьотти, подчеркнем, выступал в поддержку реформы. Однако, по словам премьер-министра, некоторые депутаты этой фракции "захотели разыграть персональную карту" и пойти против линии партии. Заметим, что как "Республиканцы", так и все предшествующие им умеренно консервативные политические движения, которыми руководили и Жак Ширак, и Николя Саркози, последовательно выступали за увеличение пенсионного возраста.
Так вот, правящая партия "Возрождение" и ее союзники, не имея абсолютного большинства, в общей сложности могли рассчитывать примерно на 250 депутатов (в Нацсобрании 577 кресел). Поэтому поддержка "республиканцев", а это 62 депутата, если не всех, то, по крайней мере, большей части, могла принести победу. Но, как оказалось, не все из них по самым разным причинам, несмотря на уговоры и посулы, намеревались солидаризоваться с макроновской инициативой. И таких было около 20.
Короче, за час-полтора до голосования по последним подсчетам и прикидкам получалось, что Елисейский дворец мог рассчитывать на 280-283 голосов. Примерно столько же могло быть и у оппозиции, включающей разнообразных левых (149 депутатов) плюс Марин Ле Пен и ее самую большую фракцию в нижней палате (88 депутатов), а также независимых (20 депутатов). И это не считая возможных "перебежчиков" из правых.
Как поведало на условиях анонимности некое лицо из правительства, "исход голосования зависел от двух- трех голосов - в ту или другую сторону". Вот почему Макрон решил в последний момент не рисковать.
Но на этом история не заканчивается. Теперь оппозиция намеревается, что предусмотрено законом, поставить вопрос о доверии правительству на голосование в Национальном собрании. С такими заявлениями выступили глава фракции "Национальное объединение" Марин Ле Пен, лидер коммунистов Фабьен Руссель, от фракции "Неподчинившейся Франции" ее председатель Матильда Пано, а от группы независимых депутатов Бертран Панше. Судя по всему, этот сюжет будет реализован на следующей неделе.
Правда, глава "Республиканцев" Эрик Сиотти уже дал четко понять, что его партия "не присоединится ни к одному требованию о вынесении недоверия правительству". Мол, не следует "добавлять хаос" к нынешнему беспорядку.
Как показывает опыт, за всю историю Пятой республики с конца 50-х годов прошлого столетия правительства 65 раз прибегали к статье 49.3, что приводило к голосованию о доверии к ним со стороны депутатов. И лишь однажды это привело к отставке кабинета министров.
Отдельно стоит вопрос о премьере Элизабет Борн, которой было поручено довести непопулярный закон до завершения. Если все-таки депутаты вынесут вотум недоверия нынешнему кабмину, что в принципе маловероятно, то на ее карьере можно будет поставить крест. В противном случае есть шанс остаться на своем посту, но, как считают местные политологи, ей будет отведена эфемерная роль "предохранителя", который можно сменить на новую политическую фигуру, пользующуюся доверием президента.
Несомненно, многое будет зависть от социального климата в стране, перенесшей шок от бурных событий последних недель, и от того, как дальше станут развиваться события.