Минск: Как готовятся к масленице в музее-усадьбе Репина

В заповедных белорусских краях, где бережно сохраняется усадьба Ильи Ефимовича Репина, которого биографы и сегодня склонны называть "неисчерпаемым мастером, для истории еще не готовым", поклонники и любители славянских традиций собрались в субботу на театрализованный праздник "Масленица в Здравнево".

Минск: Как готовятся к масленице в музее-усадьбе Репина
© Российская Газета

Всматриваясь в высокий песчаный берег Западной Двины и покрытые смолой вековые сосны в пятнадцати километрах от Витебска, несложно представить мотивы, которые навели на мысль обустроить в здешних местах свое первое поместье прославленного живописца, 180-летие которого через год отметят в Союзном государстве.

Гостей в субботний день, констатирует БЕЛТА, ждали конные прогулки и народные гуляния, веселые игры и ароматная выпечка, прощание с зимой, большие шашки, дженга, зимняя рыбалка и увлекательные конкурсы.

Фото: https://belta.by

А началось зажигательное представление с подготовленного театрализованного представления, во время которого по традиции символическое чучело сожгли на большом костре. К слову, любителям памятных снимков пришлись по вкусу и подготовленные местным музеем фотозоны и построенные накануне сказочные снежные фигуры, а дети смогли отправиться в небольшую конную прогулку на пони.

По традиции каждый участник праздника был приглашен и в дом-музей Репина, который художник приобрел в конце XIX века, заплатив часть гонорара за картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Внешне дворянское гнездо напоминало скорее местную деревянную церковь с необычной зубчатой башенкой, утверждали его бывшие соседи.

Этот уголок белорусской земли, отмечают обозреватели, стал для мастера тем местом, которое он не без юмора окрестил "своим государством", где у него даже появились и аграрные заботы. Порой он вместо эскизов, отложив в сторону мольберт, садился за таблицы севооборота. "Какой простор, какая красота!" - бывало, восклицал живописец.

За неполные десять лет, которые провел в белорусском имении художник, он создал более сорока картин и рисунков, в том числе "Осенний букет", "Лунная ночь, "Здравнево", "Дуэль", "Надежда с псом Пегасом на берегу Двины", а также многочисленные этюды и эскизы.

Стоит напомнить, что при создании картины "Белорус" мастеру позировал местный крестьянин Сидор Шавров. Вера Федорова, внучка Шаврова, вспоминала: "Репин пригласил его и сказал, чтобы тот ему попозировал. Дедушка не сразу понял, что надо делать. А он говорит: "Ну, ты просто постоишь, а я тебя буду рисовать". Картину Репин рисовал три дня, и чтобы Шаврову не было скучно, старшие дочери художника читали ему стихи.

Все, кто побывал в здешних местах, утверждают, что дом-музей Репина напоминает "маленькую Третьяковку". Около пятисот экспонатов рассказывают о жизненном пути легенды русского изобразительного искусства. Сотни гостей приезжают в Здравнево, чтобы увидеть места, которые вдохновили его на создание картин, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

Фото: https://belta.by

Кстати, более десяти лет назад французские потомки художника впервые посетили свое родовое имение. Среди них - родственники в пятом поколении и четверо праправнуков великого художника: Иван, Серж, Надин и Мишель. Семья Дьяконовых - сейчас единственная ветвь прямых наследников живописца. Она берет начало от приходского священника Дмитрия Дьяконова, за которого в Здравнево вышла замуж внучка Репина Татьяна.

Остается добавить, что по данным хранителей музея, в ежегодные торжества под Масленицу к ним приезжают до двухсот человек. И в этом году, заверили они, гостей оказалось не меньше. Поскольку для многих жителей Витебска стало уже традицией проводить праздник на свежем воздухе в "Здравнево".