Экономист Дмитрий Лекух - о политике энергетического перехода Запада и ее результатах

Два воистину оглушительных по своей силе послания, прямо касающиеся глобальных энергетических рынков, были опубликованы на днях уважаемыми международными институтами. Для начала Европарламент принял судьбоносное решение о том, что с 2035 года вверенный этому парламенту континент больше не услышит зловещего рычания двигателей внутреннего сгорания. Или услышит его, но чуть поменьше. Или услышит, но от китайских или американских производителей: производство собственно европейских автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на территории европейского субконтинента с этого, не такого уж и далекого, года в Европе строго-настрого воспрещается. По крайней мере, Европарламент такое решение принял, а там хоть трава не расти. Многие наблюдатели, конечно, отчего-то тут же начали ехидничать, что вряд ли кто из нынешнего состава ЕП до 2035 года в политическом смысле доживет, поэтому обещать они могут все что угодно.

Экономист Дмитрий Лекух - о политике энергетического перехода Запада и ее результатах
© Российская Газета

Отвечать-то все равно не им, а каким-то другим людям. Тот самый "казус Ходжи Насреддина", констатировавшего, что через указанный интервал времени или Аллах, Милостивый и Милосердный, призовет к себе великого падишаха, или силы попроще призовут к себе никчемного ишака.

Но - нет, тут все гораздо интереснее. И, признаться, смешней.

Это мы с вами имеем право на фоне событий на той же Украине забыть про "климатическую повестку", Грету Тунберг и "политику зеленого перехода". Согласно которой потребление нефти в мире все равно должно сократиться. Но ведь есть и другая, более заинтересованная, точка зрения.

Может это и чушь на наш простецкий взгляд, тем более на фоне творящейся геополитической тектоники, но в эту чушь уже много кто вложил нешуточные деньги. И вот это уже, знаете ли, совсем не смешно. А значит, считает этот "кто", машинки обязательно должны ездить только на батарейках, иначе кто-то другой не отработал свой положенный гонорар. И под это необходимо подвести теоретический фундамент.

И вот, последний пример: почти одновременно с "историческим" решением Европарламента о запрете производства автомобилей с ДВС в ходе выступления на конференции в норвежском Осло о неизбежности сокращения потребления нефти и нефтепродуктов официально заявил президент Международного энергетического агентства Фатих Бироль. Причем сделал это тоже при забавных обстоятельствах, о которых чуть ниже, а пока просто напомним, что МЭА, при всем своем международном авторитете, представляет интересы кого угодно, только не производителей нефти, а равно газа, атома, угля и всего чего угодно энергетического.

МЭА представляет исключительно потребителей. Точнее, "представляющих их интересы" посредников, спекулянтов и оптовиков, а также прочие институты современного общества потребления. И вообще-то создано МЭА было, не поверите, по инициативе и при организационном кураторстве США, во время тяжкого энергетического кризиса 70-х годов прошлого века. С официально прописанной целью противостояния "картелю" ОПЕК.

А при таком анамнезе, особенно если ты доктор на содержании фармацевтов, - крутись, как хочешь, но курс лечения исполняй. Вот и получается в результате, как у Фатиха Бироля, которому остается только посочувствовать: исполнять такое нужно иметь немалое мужество, простите. Тот самый случай, когда комментировать, - только портить: "Прибыль мировой нефтегазовой отрасли в 2022 году подскочила примерно до $4 трлн со среднего уровня в $1,5 трлн в последние годы", - цитирует главу МЭА Reuters.

И именно поэтому, по Биролю, добывающим странам необходимо срочно диверсифицировать свою экономику! Ибо она неправильно построена на этих неправильных доходах и потому "в долгосрочной перспективе", поверьте, неминуемо упадет. Такая вот и должна быть, судя по всему, "теория и практика большого энергетического перехода". В смысле процесса, а не результата. А для того, чтобы понять, что из этого, по идее, должно получиться в итоге, достаточно представить себе что-то из этого самого светлого будущего: например, абсолютно экологически и климатически чистый, едущий себе куда-то неторопливо на электрических батарейках и подзаряжаемый в домашних условиях, допустим, немецкий танк "Леопард". Или, это даже еще лучше, - американский "Абрамс".

Ну вот не знаю. У меня лично фантазии не хватает. Но, возможно - это даже смешно.