Войти в почту

Двое застрявших в корейском аэропорту россиян получили политическое убежище

В январе The Korea Times сообщила о пяти россиянах, которые живут в зоне вылета аэропорта «Инчхон» в 70 километрах от Сеула. Двое россиян добрались туда с пересадками в октябре, еще трое — в ноябре. То есть в тот период, когда в России завершалась первая волна частичной мобилизации. Мужчины хотели получить убежище, но южнокорейский Минюст счел уклонение от службы недостаточной причиной для его предоставления. Мужчины потеряли возможность въехать в страну даже на 60 дней без визы, как обычные туристы.

Двое застрявших в корейском аэропорту россиян получили политическое убежище
© BFM.RU

Тогда трое при поддержке правозащитников подали иски в суд, одному суд отказал. Двое выигравших покинут аэропорт на этой неделе и будут готовиться к получению статуса беженца. Третий намерен обжаловать судебное решение. Комментирует гид в Сеуле Кристина Пак:

Кристина Пак гид «Я так понимаю, что, скорее всего, корейское общество неоднозначно относится к этому и вроде как не хочет делать это прямо на все сто процентов: все подали — и всем дали. Я думаю, что это было в каком-то частном порядке, скорее всего, может быть, что-то и не получится. Корейцы очень осторожно на все это смотрят. Они очень осторожно делают заявления, очень осторожны со всякой помощью, потому что Россия — это большой стратегический партнер для Кореи. Все это понимают. Мы ближайшие соседи, и у нас очень крепкие экономические отношения. По этой причине я думаю, что ситуация такая, что двоим дали, а со всеми остальными ситуация непонятна. Это может тянуться еще многие месяцы, я думаю».

В Корее статус беженца одобряют нечасто. В 2021 году положительных решений на запросы было менее 1,5%. Это второй самый низкий показатель среди стран G20. Скорее всего, причины судебного решения не политические, а сугубо юридические, считает управляющий партнер компании BLC, эксперт по трудовому и миграционному праву Елена Балашова:

Елена Балашова управляющий партнер компании BLC, эксперт по трудовому и миграционному праву «Я могу предположить, что со стороны адвокатов были представлены доказательства определенного политического преследования российских граждан, связанные с их политическими убеждениями, как результат их нежелания участвовать в процессе мобилизации. Одновременно, на мой взгляд, достаточно сложно было бы со стороны адвокатов подтверждать какое-либо, скажем, политическое преследование, которое, по сути, в настоящий момент не могло иметь место на территории РФ, потому что эти граждане, нарушая законодательство РФ, нарушая запрет на выезд для военнообязанных лиц, покинули территорию РФ. Я думаю, что [решения суда] связаны исключительно с доказательной базой».

С осени пятеро россиян питались за счет южнокорейского Минюста: булочка на завтрак и ужин и рис с курицей на обед. В остальном информации о жизни этих людей в аэропорту немного. Хотя их история, если была бы более детально известна, вполне могла бы претендовать на продолжение трагикомедии Стивена Спилберга «Терминал» с Томом Хэнксом в главной роли. В основу этого фильма легла реальная история, произошедшая в 1988 году с иранским беженцем Мехраном Карими Нассери. У него украли документы, и он застрял в парижском аэропорту до середины нулевых. Правда, Нассери в отличие от киноперсонажа, не был ограничен стенами аэропорта: он в итоге получил статус беженца и вид на жительство во Франции и мог спокойно покидать здание. У иранца не было проблем с деньгами благодаря гонорару, который он получил после выхода «Терминала». В то же время, по информации СМИ, Насссери был психически нездоров: считал, что у него по-прежнему проблемы с документами, поэтому он вновь возвращался в привычную ему среду обитания. В ноябре Нассери умер в терминале F-2.