Поладить с Россией, забыть про Украину. Элиты США берут новый курс
Американская помощь киевскому режиму уже в ближайшее время может значительно сократиться. Во-первых, политика команды Владимира Зеленского становится финансовым обременением для экономики США. Во-вторых, политический истеблишмент всё больше погружается в глубокий кризис и сейчас вынужден тратить все силы для обеспечения гражданского консенсуса внутри страны.
Новым председателем Палаты представителей США (нижней палаты Конгресса) по итогам прошедших выборов стал 67-летний Кевин Маккарти. Его называют возможным новым лидером Республиканской партии и кандидатом на пост президента США в ноябре 2024 года. Во время своей предвыборной кампании Маккарти постоянно говорил о том, что Соединенные Штаты должны прекратить тратить миллиарды и миллиарды долларов на поддержку киевского режима. Как здраво замечал политик, эти деньги идут из карманов честных американских налогоплательщиков, да еще в то время, когда хватает внутренних проблем.
Одним из серьезных вызовов может стать необходимость очередного увеличения госдолга для покрытия бюджетных трат. С одной стороны, республиканцы не прочь насолить своим оппонентам-демократам. С другой, это может привести к тому, что бюджет на следующий финансовый год (начинается 1 октября) не будет принят, а это грозит остановкой работы правительства. При этом демократы, похоже, не готовы искать для американской экономики новые источники дохода помимо включения станков по печатанию долларов. Проще говоря, политика нынешней администрации Белого дома имеет очевидный прогноз: жизнь будет становиться хуже, а возможностей для улучшений не появится.
Республиканцы в свою очередь предлагают оказать поддержку американским производителям и способствовать созданию новых рабочих мест. Понятно, что само по себе это никак не вяжется с идеей бесконечно помогать Украине.
Не стоит забывать, что для принятия важных решений в элитах должен быть компромисс. А его не то что нет, теряются последние остатки адекватного восприятия действительности. Например, у победивших на последних выборах республиканцев серьезный раскол. Тот же Маккарти смог собрать минимально необходимое количество голосов только в 15 раунде голосования! Сказались именно внутрипартийные интриги.
К этому добавляется и то, что Республиканская партия во время президентства Дональда Трампа фактически перешла на несвойственный для американской политической культуры «большевистский» стиль организации. Это когда местные организации имеют четкую иерархию и жесткую дисциплину. И лидером этой тенденции стал сам Дональд Трамп, который всерьез намерен снова побороться за пост главы государства в следующем году, когда ему будет уже 78 лет.
Не лучше ситуация и у демократов. Как сообщает издание The Hill, нынешний президент Джозеф Байден готовится идти на второй срок. На момент выборов ему будет уже 82. Однако многие демократы полагают, что ни это обстоятельство, ни уже слабое здоровье их лидера не станет помехой.
Возвращаясь к Украине, заметим, что окончательно американская помощь Киеву не прекратится. Закон о ленд-лизе уже принят, а он позволяет хозяину Белого дома выделять средства без одобрения Конгресса. Но вот новые траты могут быть заблокированы. Однако главная опасность для украинских властей даже не в жарких дискуссиях внутри парламента США, а именно в глубоком политическом кризисе в Штатах. Элитам надо сосредоточиться не на геополитических планах за океаном, а на преодолении собственных противоречий.
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор Андрей Володин полагает, что американские элиты всё больше склоняются к эгоистичному подходу в отношении к России и Украине:
– В Республиканской партии сейчас де-факто стали узаконены различные платформы. Кевин Маккарти понимает, что его положение как спикера Палаты представителей зависит от независимой позиции по отношению к разным группам. И он прекрасно осознает, что люди вроде Митта Ромни, Митча Макконелла, Линдси Грэма и других республиканцев только по названию, представляют прошлое Америки. Конечно, в один миг США не могут перейти в другое состояние, потребуется кропотливая работа. Но в помощь Маккарти будет группа молодых, амбициозных и прагматичных республиканцев, хоть они и жестко критикуют самого Маккарти.
«СП»: – Причем остается сильная группа сторонников Дональда Трампа…
– Интересно, что две трети избранных в Палату представителей республиканцев не признают итоги президентских выборов 2020 года. Поэтому можно ожидать новых проверок. Много вопросов у республиканцев и по поводу выборов 2022 года. Ведь вначале преимущество Республиканской партии составляло 6 миллионов голосов. Но после подсчета бюллетеней, отправленных по почте, это преимущество сократилось до 3,5 миллионов голосов. То есть мы видим большое недоверие между республиканцами и демократами.
«СП»: – Но сильно ли разнятся позиции двух партий?
– Республиканская партия уже не та, что была два десятилетия назад. Сегодня это партия работящей Америки, которая понимает губительные последствия деиндустриализации демократических правительств и администрации Джорджа Буша-младшего. Поэтому ключевое положение речи Маккарти после избрания на пост спикера – возвращение индустриальных предприятий в США и создание рабочих мест.
Все остальные проблемы, за исключением Китая, для республиканцев имеют вторичное значение. Один из идеологов Республиканской партии Пат Бьюкенен в свое время сказал, что для Штатов постсоветское пространство – периферия, а главный вызов – Китай. В 2003 году он выпустил книгу, где четко обозначил необходимость возвращения производств в Америку. И республиканцы сейчас последовательно проводят политику, чтобы в экономике США доминировали не услуги, а производство.
Вложения на постсоветском пространстве кажутся бессмысленными. Никаких геополитических выгод они не приносят, просто тратятся деньги американских избирателей, а бесконечный запуск печатного станка приводит к обесцениванию доллара и грозит крахом мировой финансовой системы.
И Кевин Маккарти еще до выборов говорил, что надо проверить, куда уходят выделенные на помощь Украине средства. Тем более есть подозрения, что в их дележе принимают участие чиновники нынешней демократической администрации. Он дал четко понять, что будет расследована деятельность сына Байдена в разных проектах на постсоветской территории. Другой его тезис – снижение миграции через южные границы.
То есть, возобладает подход Трампа. Что нужно поладить с Россией, дабы не плодить лишние проблемы и спокойно заниматься внутренними проблемами.
«СП»: – При этом нет единства и среди демократов…
– Год назад после одного из телеинтервью Трампа спросили, кто сейчас управляет Америкой. И бывший президент откровенно признался, что не знает, какие вообще группировки во власти. Джозеф Байден стал странной фигурой. С одной стороны, в силу физической немощи он ни за что будто бы не отвечает, а с другой стороны, должен отвечать за всё. И в этом главное противоречие нынешнего института президентства.
И не стоит думать, что этого не понимают в мире. Все видят, что система власти в США достаточно неадекватная. Как принимает решение президент и администрация, не до конца ясно. Но и Конгресс не станет брать на себя ответственность.
При этом я вполне серьезно отношусь к идее Байдена пойти избираться на второй срок. У демократов сегодня просто нет фигур, которые могли бы понравиться широким слоям избирателей. Единственным реальным кандидатом был Джон Керри, который отказался от участия в выборах 2020 года. Остальные вообще не популярны.
«СП»: – Изменится ли политика США в отношении Украины?
– Сейчас все подобные истории не вызывают оптимизма у американцев. Тем более, что у всех на виду был провал политики Вашингтона в Афганистане. И хоть об этом так не писали в газетах, но в мировых столицах руководители государств поняли, что из себя представляет американская мощь.
Постсоветская Украина в современных условиях нежизнеспособна. Это – «хлебная корзина» Европы, которая в силу обстоятельств в полной мере наполняться не может. Европа этим заниматься тоже не способна.
Конечно, по инерции европейцы будут продолжать помогать Киеву. Но в целом всё идет к своему логическому результату. То есть должны быть предоставлены гарантии Российской Федерации, нужна новая система безопасности. И тогда украинский конфликт прекратится очень быстро, практически моментально.