Немецкая Die Zeit: украинский кризис обнажил старые разногласия ФРГ и Франции
Разногласие мнений Берлина и Парижа в вопросе поставок бронетехники на Украину дает мировой общественности повод усомниться в искренности франко-германского сотрудничества, пишет Die Zeit. Хотя на самом деле обе страны за всю историю отношений редко еще когда оказывались столь зависимыми друг от друга.
По мнению обозревателя газеты Анники Йорес (Annika Joeres), французские лидеры, в том числе политики и политологи, подчас испытывают истинное удовлетворение, когда озвучиваются такие фразы, как «Германия теперь должна последовать примеру Франции». Или: «Париж оказывает давление на Берлин». И дела действительно обстоят так: стоило президенту Франции Эммануэлю Макрону разрешить поставки БМП AMX-10 RC на Украину, и канцлеру Германии Олафу Шольцу ничего не оставалось, как всего через два дня объявить о поставках немецких бронемашин Marder Киеву.
Сомнения в тесных франко-германских отношениях возникают и тогда, когда видишь, что и Германия и Франция не действуют сообща в один день с общим европейским правительством. На такие факты обращает внимание депутат ХДС и вице-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Армин Лаше.
Действительно, было бы желательно, если бы и Макрон и Шольц принимали бы совместные решения в духе общей европейской внешней политики. Но нет – разногласия остаются. Например, недавний призыв канцлера Германии привлечь китайских инвесторов спровоцировал шквал критики со стороны Парижа в адрес немцев. А заявление Эммануэля Макрона о том, что Россия должна получить «гарантии безопасности» для мирных переговоров, вызвали гнев Берлина. С другой стороны, французы сочли «эгоистичным» то, что летом Шольц, ни с кем не советуясь, бесцеремонно принял решение о «двойном росте» субсидий на €200 млрд, который призван смягчить рост цен на энергоносители для немецких производителей и граждан. Получается, обе страны почти никогда не действуют согласованно в политике, иногда поступая прямо противоположным образом.
Национальные разногласия французов и немцев не являются чем-то новым. В истории франко-германских отношений можно найти множество примеров этому. Так Герхард Шредер и Жак Ширак в 2000 году на саммите ЕС в Ницце чуть не разругались в открытую по вопросу о квотах депутатов в Европейском парламенте и голосов каждой страны на форумах высших руководителей и заседаниях Совета министров ЕС. Совсем недавно ситуация была аналогичной, когда принималось решение о распределении €750 млрд на пакет мер по восстановлению ЕС после пандемии короновируса.
Очень вероятно, что в ближайшее время возникнут новые кризисы, в том числе такой, как рост бедности, от которого сегодня страдают как Франция, так и Германия. Для решения проблем современности необходимо взаимопонимание, обе страны очень зависят друг от друга, в первую очередь в вопросах энергетики.
Подытоживая свой материал, Анника Йорес вспоминает в надзидание французской аудитории цитату экс-министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса. Он как-то высказался, что его соотечественники должны понимать: немцы – это не просто французы, говорящие по-немецки. И наоборот.