Войти в почту

Франция и Германия на грани ссоры: в чем причина?

Газ в обмен на электричество — баланс интересов по этой формуле 25 ноября смогли найти премьер-министр Франции Элизабет Борн и ее немецкий коллега, канцлер Олаф Шольц. Париж согласился передать Берлину излишки запасенного топлива, а Берлин — продлить работу своих АЭС, чтобы поделиться электричеством. Сделка, показывающая дружелюбие, в действительности скрывает противоречия. Франция мешает строительству газопровода из Испании Midcat, существуй который, поставки не были бы нужны. Германия загодя решила дать своим АЭС новую жизнь. Переговоры с французами тут были ни при чем.

Франция и Германия на грани ссоры: в чем причина?
© ТАСС

Европейская осень

Холодность в отношениях между соседями и ближайшими союзниками по ЕС — тенденция, наметившаяся после отставки осенью 2021 года бундесканцлерин Ангелы Меркель. "Она и Макрон каждый день обменивались эсэмэсками, а теперь не так", — дал утечку во французскую прессу один из дипломатов на условиях анонимности. Замкнутость Шольца выглядит контрастно на фоне общительности Макрона и, возможно, влияет на переговоры. Когда в сентябре Берлин объявил о 200-миллиардном пакете помощи немецкой экономике, Париж шокировало то, что его даже не поставили в известность.

С этого времени трения перестали скрывать. В сентябре Шольц отменил встречу с Борн в Берлине, сославшись на болезнь, но в тот же день выступал по видеосвязи и выглядел здоровым. В октябре подготовка саммита немецкого и французского правительств зашла в тупик, так что его решили перенести на следующий год. Личный визит немецкого канцлера в Елисейский дворец не снял проблем. После встречи Макрона и Шольца внезапно отменили пресс-конференцию, что на языке дипломатии означает недовольство принимающей стороны. Пул журналистов, прибывших из Берлина, проделал свою дорогу зря.

Политический наставник Макрона, бывший председатель Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали на своем сайте эмоционально комментирует происходящее. "Речь идет о глубокой разнице наших [Германии и Франции] стратегических интересов, притом на длительный срок", — анализирует он. По опасению Аттали, Берлин намеревается сблизиться с Вашингтоном ценой отношений с Парижем и эрозии ЕС; эти подозрения подкрепляют недавние сделки: Германия все больше газа закупает у США и там же, а не на европейских заводах ищет поставщиков вооружений. Если отказ от солидарности продолжится, то совместные оборонные проекты утратят перспективу, европейцы начнут соперничать за газ и французам не останется ничего другого, как увидеть в немцах конкурентов. Тем более что первый — и достаточно весомый — повод для трений совсем недавно был предоставлен.

Бундесвер возвращается

29 июня, саммит "Большой семерки", торжественная обстановка: канцлер Олаф Шольц выступил с программным заявлением о перевооружении немецкой армии, которую пообещал сделать лучше всего оснащенной в Европе. Еще в феврале обнародовали конкретные цифры. Немецкие военные расходы на ближайшие 12 месяцев должны будут возрасти до €100 млрд, оставив французский годичный бюджет обороны далеко позади — всего €49 млрд. Столь резкий разворот ведет к запуску конкуренции: государства меняются местами, немецкая армия не на словах, а на деле собирается в ближайшие годы превзойти французскую, притом используя экономическое превосходство Берлина над Парижем в качестве рычага.

Реакция из Парижа не могла опоздать. Замглавы комитета по обороне Национальной ассамблеи Жан-Луи Тьерио на страницах Le Figaro назвал немецкий план "подлинной проблемой", "нарушающей внутренний баланс Европейского союза", основанный на историческом разделении ролей: экономика — для Германии, военная сфера и дипломатия — для Франции. Сохранение превосходства своей страны политик считает вопросом международного престижа, которого недопустимо лишаться: "не отказавшись от своего ранга, Франция не может перестать быть первой армией Европы". Но договориться с Германией едва ли выйдет, ведь та... может сослаться на обязательства перед Вашингтоном — бундесвер наращивает вооружения, следуя курсу сдерживания России, одобренному Францией, а предложенному США.

Раздражение французов сложившейся ситуацией объяснимо. С 2017 года президент Макрон призывает к созданию европейской армии, которая своими контингентами могла бы дублировать НАТО. В 2019 году ему удалось добиться неуверенного согласия на этот проект от Ангелы Меркель. Последовавшая пандемия спутала карты. На 2022 год проект создания европейских войск еще не начинался. Зато на повестке дня перевооружение Германии, и дипломатических возможностей остановить его у Франции нет.

Nach Osten?

Не желая сдаваться, в Елисейском дворце пробуют повлиять на те формы, которые примет модернизация бундесвера. Полностью неприемлемым для Парижа выглядит анонсированный в октябре Германией проект создания единой ПВО 14 стран Европы без Франции, Италии и Польши. Берлин планирует пригласить Лондон и дюжину небольших стран Восточной Европы, ни одна из которых не имеет собственных геополитических амбиций. В Париже не без оснований видят в этом подрыв самой конструкции Евросоюза.

Вдвойне неприятно, с точки зрения французов, то, что размывается принцип приобретения преимущественно европейских вооружений, который необходим гипотетической армии ЕС. Элементы будущей ПВО доставят из США и Израиля, обосновав траты высокой эффективностью противоракетной системы "Железный купол". Покупку американских истребителей F-35 Берлин объясняет все так же: конкурентоспособностью. Однако, взяв курс на импорт, немцы отчетливо откладывают общие военные проекты с французами — включая производство совместных боевых самолетов и танков. Все это вместе вызывает у французов ощущение опасной тенденции, тем более что собственные разработки в том, что касается ПВО, у них имеются, но ими в Германии пренебрегли.

Подозревая немцев в уклонении от общеевропейской солидарности, французы ставят вопрос ребром. Президент Макрон хотел бы увидеть немецкое финансирование для общих проектов по выходу из энергетического кризиса, совместные закупки топлива и согласие на потолки углеводородных цен. Но немцы не спешат делиться деньгами. Мир изменился — и Берлин хочет быть ближе к Вашингтону, особенно с учетом того, что тот может стать влиятельнее в Европе, чем когда-либо был.

Уже не та Европа

Поворот на восток — как во французских СМИ назвали готовящийся противоракетный союз Берлина — парадоксальным образом является еще и разворотом на крайний Запад. Объявленные летом 2022 года планы расширения ЕС за счет постсоветских государств (включая Украину и Молдавию) все еще выглядят как отдаленная перспектива. И все же если под давлением США они начнут осуществляться, вес восточноевропейских государств союза резко возрастет. Учитывая их тесные связи с Америкой, влияние американцев также вырастет. Держа в уме эту перспективу, Берлин ищет в геополитическом будущем новое место для себя — ближе к востоку.

Для Франции как страны, более всего заинтересованной в европейской интеграции, это может оказаться неприемлемо. Однако альтернативой американизации Европейского союза могла бы стать только автономия от США по ключевым направлениям международной политики, для чего Парижу не хватает ни политического веса, ни политической воли. Последняя надежда — все-таки на переговоры с Шольцем: возможно, под нажимом сохранить приоритетные отношения с Германией еще удастся.

Игорь Гашков