Войти в почту

В Бангкоке состоятся переговоры премьера Японии и председателя КНР

ТОКИО, 17 ноября. /ТАСС/. В Бангкоке в четверг пройдут переговоры премьер-министра Японии Фумио Кисиды и председателя КНР Си Цзиньпина. По данным агентства Kyodo, начало встречи запланировано на 14:30 мск.

Как сообщил накануне журналистам Кисида, у Японии и Китая "есть много возможностей для сотрудничества, однако существует и множество нерешенных вопросов". В связи с этим он выразил надежду на то, что предстоящая встреча поспособствует выстраиванию конструктивных и стабильных отношений Токио и Пекина.

По данным источников японских СМИ, на встрече Кисида может поздравить Си Цзиньпина с переизбранием на пост генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Источники считают, что японский премьер может высказать позицию по вопросу Тайваня, в частности призвать к решению проблемы путем переговоров.

Первая встреча

В последний раз встреча премьера Японии и председателя КНР проходила в декабре 2019 года, когда китайский лидер провел переговоры с Синдзо Абэ, занимавшим пост главы японского правительства.

Ожидалось, что Си Цзиньпин посетит Японию весной 2020 года, при этом в Токио придавали особое значение визиту председателя КНР. Так, Абэ неоднократно заявлял, что это событие должно открыть новую эру в отношениях двух стран.

Однако затем правительство Японии объявило, что визит отложили из-за пандемии. Он должен был состояться в удобные для сторон сроки. Совет по внешней политике правящей Либерально-демократической партии Японии призвал власти страны отказаться от обсуждения зарубежной поездки китайского лидера из-за принятия в КНР закона об обеспечении национальной безопасности в Гонконге. Впоследствии японские журналисты неоднократно спрашивали представителей правительства о возможности визита в страну председателя КНР, однако те постоянно уходили от ответа, подчеркивая, что по этому вопросу ничего не решено.

Территориальные споры

Предстоящая встреча Кисиды и Си Цзиньпина пройдет на фоне ряда острых проблем в отношениях двух стран. Одной из них является конфликт вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, которые являются предметом территориального спора между Японией и Китаем.

Спор вокруг островов усилился после того, как в сентябре 2012 года Токио объявил об их выкупе у частных владельцев, являющихся японскими гражданами. После этого в КНР прошли массовые акции протеста, сопровождавшиеся разгромами японских ресторанов и предприятий. С тех пор китайские корабли постоянно курсируют вблизи спорного архипелага и совершают демонстративные заходы в его прибрежную зону, что вызывает протесты правительства Японии.

Токио периодически выражает протесты в связи с деятельностью КНР, которая ведет активное бурение для добычи газа непосредственно у линии, разграничивающей, по мнению Японии, исключительные экономические зоны двух стран в Восточно-Китайском море. Японские власти полагают, что таким образом КНР пытается выкачивать природный газ из месторождений под морским дном, на которые, как предполагается, может иметь права Токио. По данным японской стороны, в этом районе Китай оперирует 18 стационарными буровыми установками.

В свою очередь Китай не признает прочерченную Японией линию разграничения экономических зон двух стран и утверждает, что она должна проходить намного восточнее - почти у южного японского острова Окинава. Согласно международному праву, спор такого рода может быть разрешен путем соглашения между двумя странами.

Тайваньский вопрос

Обеспокоенность Токио вызывает ситуация вокруг Тайваня. В июле японское Минобороны указало в своем докладе "Белая книга", что не исключает вероятность проведения Китаем полномасштабной операции по высадке на острове. Кроме того, ведомство оценило уровень угрозы для Тайваня как "крайне высокий", отметив, что центр тяжести в сфере военной мощи смещен в сторону Пекина.

Токио обвиняет Пекин в непрозрачности военных приготовлений, попытках взять под контроль морские трассы в регионе и эскалации в зоне близ Тайваня. Представители японского правительства часто подчеркивают важность мира и стабильности в Тайваньском проливе, затрагивая этот вопрос на встречах с иностранными лидерами. Китай со своей стороны усматривает в политике Японии вмешательство в свои дела, попытки раскручивания гонки вооружений и нагнетания напряженности в регионе.

13 ноября Кисида упрекнул Китай в действиях, нарушающих японский суверенитет в Восточно-Китайском море. В связи с этим он упомянул состоявшиеся в августе учения Народно-освободительной армии Китая, в ходе которых несколько запущенных китайских ракет упали в исключительной экономической зоне Японии. Эти учения Китай провел после визита в Тайбэй спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, который в Пекине сочли провокацией и вмешательством в его внутренние дела.

Об эскалации ситуации свидетельствуют многочисленные публикации в японских СМИ. Так, 15 ноября агентство Kyodo сообщило о намерении Токио создать автономные подводные аппараты, которые будут способны устанавливать мины в акватории Японии, граничащей с островом. Газета Nikkei 7 ноября проинформировала, что Минобороны Японии планирует разработку и использование мобильных портовых сооружений, призванных обеспечить быструю высадку десанта на собственных отдаленных островах в связи с обострением ситуации вокруг Тайваня. В качестве еще одного примера можно привести публикацию газеты Yomiuri от 3 ноября, в которой сообщалось о разработке правительством программы модернизации гражданских аэропортов и портов на юге страны для их использования боевыми самолетами и военными кораблями в случае чрезвычайных обстоятельств.

Конфликты в экономике

Разногласия по поводу спорных территорий и обеспокоенность в сфере обороны компенсируются развитыми экономическими отношениями Токио и Пекина. По данным японского МИД, в 2021 году объем экспорта из Японии в Китай достиг $206,2 млрд, при этом объем соответствующего импорта составил $165,9 млрд.

Тем не менее и в этой области у Токио накопились претензии к Пекину. По данным Nikkei, в мае более 90% расположенных в Шанхае японских промышленных предприятий были вынуждены полностью или частично прекратить работу в условиях действующего там локдауна, призванного предотвратить распространение коронавируса. Произошедшее сказалось на ситуации в самой Японии, где часть автомобильных заводов временно остановила производство из-за нарушения цепочек поставок деталей и узлов, что вызвало недовольство среди японских деловых кругов.

Согласно информации Nikkei, правительство Японии рассматривает зависимость от поставок готовой продукции и компонентов из Китая как потенциальную угрозу своей экономической безопасности.

Кроме того, власти Японии подозревают связанные с КНР структуры в краже технологической информации. Как сообщило национальное общественное телевидение, в 2016 году китайские хакеры проникли в системы более 200 исследовательских институтов и компаний страны, включая Японское агентство аэрокосмических исследований. При этом местная полиция предположила, что хакеры входили в структуры ВС КНР.

Nikkei в свою очередь проинформировала, что власти США призвали правительство Японии присоединиться к принятым Вашингтоном мерам экспортного контроля в отношении поставок передовых полупроводников в Китай. По данным ее правительственного источника, японская сторона после обращения США начала соответствующие согласования, что создает предпосылки для усиления конфронтации Японии и КНР в преддверии встречи лидеров двух стран.