Заглянул на минутку: зачем Леонид Ильич Брежнев приезжал в 1967 году в Вологду
Визит носил неофициальный характер, долгое время был засекречен и не освещался в прессе — фактически Леонид Ильич лишь на несколько минут вышел из следовавшего в сторону Архангельска спецпоезда подышать воздухом и прогулялся по перрону железнодорожного вокзала в компании с руководством области и города.
Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев скончался во сне от остановки сердца ровно 40 лет назад, 10 ноября 1982 года, на 76-м году жизни. Случилось это на государственной даче «Заречье-6» в ближайшем Подмосковье, а 15 ноября генсек был со всеми почестями похоронен у Кремлёвской стены, причём похороны транслировались по телевидению в прямом эфире.
«Я тогда работал в газете "Вологодский комсомолец", и 11 ноября 1982 года, когда о смерти Брежнева объявили, должен был ехать из Вологды в Череповец. Помню, как шёл на свое место по салону междугородного автобуса и смотрел в лица людей. На этих лицах не было ничего. И я думал: как же люди не понимают, что сейчас что-то изменится, начнется другое время?.. В январе того же 1982 года умер Суслов, второй человек в партии. И никто не сообразил, что это начало конца. Казалось, что система вечна. Люди не понимали, что она уйдет самым естественным образом — просто умрёт. Да, Суслов скончался, но Брежнев не мог уйти вслед за ним! Когда пошли слухи о его смерти — а как известно, официально о ней сообщили с опозданием на сутки, — люди не очень-то поверили», — рассказал в одном из интервью череповчанин, ныне известный журналист Леонид Парфёнов, автор документального фильма «И лично Леонид Ильич».
«Объявленный траур с отменой уроков в школах, долгие гудки заводов и слёзы на глазах деда — вот что осталось у меня в памяти, когда объявили о смерти Брежнева. Мне кажется, у всех был шок, не верилось, что генсек может умереть… Это потом началась череда смертей высшего руководства страны, которое стало сменяться так часто, что это стало чуть ли не анекдотом. А смерть Брежнева — это действительно стало для народа, мне кажется, трагедией. Все понимали, что жизнь прежней уже не будет, и боялись, как бы жизнь не стала хуже», — вспоминает вологжанин Александр, который на момент смерти Брежнева учился в школе.
Вологду генсек посетил только однажды, в июне 1967-го, да и то проездом — он с другими чиновниками направлялся на засекреченный космодром Плесецк, который из военной базы со стоящими на боевом дежурстве ракетами только-только начали перепрофилировать для пусков космических кораблей. Литерный спецпоезд, на котором ехали Брежнев со товарищи, сделал кратковременную остановку на вологодском железнодорожном вокзале, о чём заранее были извещены только спецслужбы да областное руководство.
Вместе с Брежневым был и Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, который позже, в октябре того же года, посетит Вологодчину уже с официальным визитом, дабы наградить область орденом Ленина.
«Вызвали в обком, там под большим секретом сказали, что приезжают на поезде Брежнев и Косыгин, на перроне вокзала их надо сфотографировать с вологодскими руководителями. Пришел на перрон — не пускают, за руки держат наши из КГБ. Не знаю, что делать. Подходят Дрыгин [первый секретарь обкома КПСС. — Ред.] и секретарь по идеологии Другов. Василий Иванович говорит: "Пропустите". Дрыгин добавляет: "Наш человек"», — вспоминал об этой встрече фотокорреспондент Александр Жидков.
Добавим, что местная пресса о приезде первых лиц государства тогда не обмолвилась ни строчкой.