Таврическая губерния: 220 лет спустя
Таврическая губерния была создана 8 (по новому стилю — 20) октября 1802 года указом императора Александра I. Согласно этому документу, огромную Новороссийскую губернию разделили на три новые — Николаевскую, Екатеринославскую и Таврическую. При этом в состав Таврической вошел не только Крымский полуостров, но и часть современных Херсонской и Запорожской областей, а также Краснодарского края.
От Екатерины Второй до Александра Первого
«Так получилось, что сейчас, в ходе специальной военной операции на Украине, Россия вышла как раз на границы той самой дореволюционной Таврической губернии. И 220-летие ее создания — отличный повод, чтобы напомнить жителям освобожденных регионов, да и вообще всем об общих страницах нашей истории», — рассказал нашему изданию директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
Население уездов Таврической губернии на 1897 год (данные переписи населения Российской империи) Мелитопольский уезд: 386 086 человек; Бердянский уезд: 305 936 человек; Днепровский уезд: 212 651 человек; Симферопольский уезд: 201 670 человек; Феодосийский уезд: 158 119 человек; Ялтинский уезд: 70 228 человек; Евпаторийский уезд: 62 441 человек; Перекопский уезд: 46 435 человек. Всего: 1 443 566 человек
В связи с этим Центральный музей Тавриды подал заявку на грант фонда «История Отечества» с предложением провести в ноябре в Мелитополе научную конференцию «Таврия, Запорожский край, Приазовье в исторических судьбах Отечества».
История создания Таврической губернии началась во времена присоединения Крыма. Незадолго до этого, в 1775 году, в России приняли новое губернское деление и выработали стандарт, согласно которому население одной губернии должно составлять 300—400 тысяч человек, рассказал Мальгин. Когда Крым вошел в состав нашего государства, он в этот стандарт не вписался — там жило всего около 200 тысяч человек, и поэтому присоединенная территория стала первоначально лишь Таврической областью с центром в Симферополе. В ее состав вошли Симферопольский, Евпаторийский, Феодосийский, Перекопский уезды в Крыму, Днепровский и Мелитопольский на материке и Фанагорийский уезд на Таманском полуострове. Потом именно на эту таманскую территорию поселили бывших запорожских казаков, которые стали кубанскими, и до 1820 года Кубань и Кубанское войско были частью Таврической губернии.
После смерти Екатерины II Павел I подверг ревизии все ее начинания, в том числе упразднил Таврическую область и присоединил ее территории к огромной Новороссийской губернии с центром в Екатеринославе — нынешнем Днепропетровске. А после смерти Павла I Александр I вернулся к прежнему губернскому делению и создал в 1802 году Таврическую губернию как административно-территориальную единицу Российской империи, хотя и к этому времени ее население по-прежнему составляло около 200 тысяч человек.
В редких странах можно найти столько удовольствий
«Географические древних и средних времен известия о стране, известной ныне под названием Таврической губернии, заключают в себе много любопытного и достойного примечания. Они означают места, где созидались Царства и Княжества и паки разрушались, и где случались разные знаменитые происшествия, в истории повествуемые. Они показывают, когда и кем построены там были города, от самой древности торговлею процветавшие и другими случаями прославившиеся, и какие с ними воспоследовали перемены; словом, они показывают, в каком была состоянии вся страна сия в течение многих веков», — написано в изданных в 1803 году в Санкт-Петербурге «Географических известиях, служащих к объяснению прежнего состояния нынешней Таврической губернии».
А вот еще одна любопытная книга, хранящаяся в научной библиотеке «Таврика», главной сокровищнице исторических знаний о полуострове: «Описание Таврической губернии» Карлом Германом из «Статистического журнала» за 1806 и 1807 годы. «Крым теперь весьма мало изобилует хлебом, что там и в самые счастливые годы не велик бывает избыток, и что во время неурожая весьма чувствительным бывает недостаток в хлебе, — сокрушался автор и вопрошал: — Тот ли это самый Крымский полуостров, который в то время, когда греки обитали на берегах, почитался магазином всей Греции? Обитатели Херсонеса, говорит Страбон в 7-й книге, исключая горных жителей, имеют при море плодоноснейшую землю и производят наипаче пшеницу в великом множестве». Зато «рыбные ловли в Феодосийском уезде по берегам Черного и Азовского морей, а наипаче в проливе весьма богаты… Вообще, Черное море весьма изобильно рыбою, и везде бы можно было завести выгодные рыбные ловли».
Герб Таврической губернии: «В золотом поле черный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами орел с золотыми клювами и когтями и червлеными языками; на груди в лазуревом, с золотыми краями, щите золотой осьмиконечный крест. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою».
«Новейшая география Российской империи», изданная в Москве в 1807 году, рассказывает, что в горной части Крыма «земля плодородна и изобилует превосходными садами, в коих растут абрикосы, персики, вишни, сливы, черешни, тутовые, миндальные и гранатовые деревья, винные ягоды, грецкие и волжские орехи, квиты, груши, яблоки, разного рода виноград, дыни и арбузы; знатнейшие виноградные сады заведены в долинах Судакской и Кутласской и по реке Кача».
«В редких странах света можно найти столь много разных совокупленных удовольствий, как в сей горной части Таврической губернии; равномерно и климат имеет благорастворенный, чистый, приятный и здоровый, выключая места, лежащие по Сивашу», — писал автор.
Слепок империи в миниатюре
К революции 1917 года в состав Таврической губернии входили восемь уездов, пять из которых — Перекопский, Евпаторийский, Симферопольский, Феодосийский и Ялтинский — в Крыму, а еще три — Бердянский, Мелитопольский и Днепровский — в Северной Таврии. Кроме того, в составе губернии были два градоначальства — Севастопольское и Керчь-Еникальское.
Таврическая губерния была одной из самых многонациональных в России и представляла собой своеобразный слепок империи в миниатюре: ее население составляли великороссы, малороссы, белорусы, татары, греки, армяне, болгары, немцы, караимы, крымчаки и представители десятков других национальностей.
«В 1918 году третьим универсалом Центральной рады Украинской народной республики северные уезды губернии были приписаны к Украине, а южные, крымские, остались в подвешенном состоянии — их политическая принадлежность не была сформулирована. При этом, что интересно, жители северных уездов, несмотря на то что большинство населения там составляли малороссы, протестовали против включения в состав Украины — на этот счет осталось много исторических документов. Они хотели оставаться в составе российской Таврической губернии, однако их насильственным способом включили в состав Украины. К сожалению, потом, при строительстве уже советской Украины, эта несправедливость так и не была исправлена», — рассказал Мальгин.
Херсонская и Запорожская области были такой же российской землей, как и Крым. И их жители имеют точно такое же право на воссоединение с Россией как своей исторической родиной, считает ученый.
25 июня 1920 года Таврическая губерния была восстановлена руководством Русской армии Петра Врангеля, но ненадолго. После разгрома и эвакуации белогвардейцев из Крыма старая административно-территориальная система была окончательно уничтожена. 18 октября 1921 года была образована Автономная Крымская Социалистическая Советская Республика. Северные уезды бывшей Таврической губернии вопреки желанию их жителей вошли в состав Украинской ССР.
У нас общая история
«Существование Крыма в составе Таврической губернии — важный и довольно длительный этап нашей истории», — рассказал «Парламентской газете» председатель Государственного совета республики Владимир Константинов. По его словам, исторические административно-территориальные конфигурации с участием Крыма напоминают об общности полуострова с другими регионами Новороссии, о том, что все они создавались и развивались в составе великой России. При этом политик напомнил еще один исторический пример: «В Новороссийскую губернию, помимо Крыма, входили не только Херсон и Александровск (нынешнее Запорожье), но и Екатеринослав (в советские времена — Днепропетровск, в «незалежной» урезали его название до Днепр), Елисаветград (сейчас он носит имя Кропивницкий, а нам более знаком как Кировоград), Одесса, Бахмут и даже Тирасполь… Чем не указание на те пределы, которые ждут освобождения от гнета киевского режима?»
Такие даты, как 220-летие Таврической губернии, и связанные с ними экскурсы в прошлое напоминают нам об этапах освоения территории нашего Отечества, о неразрывной связи сформировавшихся в ходе этих процессов регионов — тех кирпичиков, из которых складывалось мощное здание Русского мира, считает спикер крымского парламента. Он уверен: вернуть их все на законное место — историческая миссия нашего поколения.
Новое собирание русских земель
Два столетия Новороссия и Крым развивались как единый комплекс. Александровск, Екатеринослав, Мариуполь, Херсон, Николаев, Одесса, Симферополь, Севастополь основаны в один и тот же период — в последней трети XVIII века в ходе «южного проекта» Екатерины Великой и Григория Потемкина.
Сейчас, когда идет новое собирание русских земель, Крым, вернувшийся домой на восемь с половиной лет раньше, должен взять на себя роль базового региона по интеграции южных областей Украины в российское социально-экономическое пространство. «Это соответствует нашим историческим традициям, — считает председатель Общественной палаты Республики Крым Александр Форманчук. — Не случайно в свое время три из восьми уездов Таврической губернии — Бердянский, Мелитопольский и Днепровский (с центром в городе Алёшки (Цюрупинск) — располагались на материке».
Это не означает, что необходимо воссоздать Таврическую губернию, однако ее исторический опыт, несомненно, должен быть и будет востребован. «Тесные связи существовали между Крымом и югом Украины и в советские годы, — напомнил Форманчук. — Крымская и Херсонская области вели между собой социалистическое соревнование. Многие выходцы с Херсонщины получали образование в крымских вузах и оставались жить и работать на полуострове. Достаточно вспомнить хотя бы председателя Верховного Совета Крыма Николая Багрова. У нас очень большая, давно укорененная херсонская диаспора. Поэтому то, что происходит сейчас, — это возрождение традиционных исторических связей, от которого выиграют как жители юга Украины, так и крымчане. Мы видим, что большинство жителей освобожденных областей хотят вернуться в Россию так же, как это сделали крымчане в 2014 году».
Таврическая губерния в Государственной Думе
Таврическая губерния была представлена в Государственной думе Российской империи четырех созывов. Среди депутатов были разные люди — монархисты, демократы, революционеры, русские, украинцы, крымские татары, немцы, караимы, но каждый из них по-своему строил великую Россию.
В Государственной думе Российской империи, которая собралась на свое первое историческое заседание в апреле 1906 года, Крым представляли четыре депутата. Один из них — однофамилец… полуострова Соломон Крым, караим по национальности. Вместе с ним работали городской голова Керчи Александр Новиков, князь Владимир Оболенский и учитель Александр Сипягин. «Северные территории» были представлены крестьянином Мелитопольского уезда Кириллом Нечипоренко и крестьянином Бердянского уезда Семеном Притулой.
В Государственной думе второго созыва от Крыма заседали помощник присяжного поверенного в Евпатории Василий Корде, член Карасубазарской городской управы Решид Медиев и социалист-революционер Николай Емельянов, а от материковых регионов — крестьянин Мелитопольского уезда Павел Тютюнов, крестьянин Бердянского уезда Савва Щербаха и рабочий из Бердянска Михаил Фомичев.
В Думе третьего созыва от Крыма работали татарин, отставной полковник Российской армии Исмаил Муфтий-заде и немец Генрих Гальвас. Северную Таврию представляли основатель заповедника «Аскания-Нова» барон Фридрих Фальц-Фейн, крестьянин Бердянского уезда, основатель и лидер религиозного движения новомолокан Зиновий Захаров, мировой судья Мелитопольского уезда Мелкон Мурзаев, отставной артиллерийский офицер, городской голова Алёшек Николай Панкеев.
Наконец, в четвертом, последнем из дореволюционных созывов Госдумы вместе с уже знакомыми нам Соломоном Крымом и Николаем Панкеевым работали председатель Ялтинской городской земской управы Владимир Винберг, рабочий-меньшевик, товарищ Георгия Плеханова Андрей Бурьянов, крестьянин Мелитопольского уезда Михаил Лащухин и мелитопольский купец Петр Шредер.
И, похоже, очень скоро Мелитополь, Бердянск, Алёшки и другие города и районы Северной Таврии снова будут представлены в парламенте российского государства.