Французская осень громких дел. Соратники Макрона могут предстать перед судом

Французская юстиция предъявила обвинения сразу нескольким влиятельным членам президентской команды. Первым в списке стал генеральный секретарь президентской администрации Алексис Колер, заподозренный в конфликте интересов.

Французская осень громких дел. Соратники Макрона могут предстать перед судом
© ТАСС

В структуре французской власти он занимает особое место: в Елисейском дворце выше всего оплачивается труд не президента Эмманюэля Макрона, а первого из его помощников — Колера. Местные эксперты отмечают, что руководитель администрации никогда прежде не имел такого влияния, как в правление восьмого президента Пятой республики. Как считают старожилы президентского пула, генеральный секретарь, которому 16 ноября исполнится 50 лет, добился расположения шефа своим отношением к поручениям Макрона.

Так, он никогда не покидает служебный кабинет раньше двух часов ночи. В коридорах власти его считают практически "вице-президентом", и даже недоброжелатели признают необычайную эффективность распорядителя аппарата, называя между собой Алексиса Колера "AK-47" — по аналогии со знаменитым автоматом. Его работа под началом Эмманюэля Макрона началась еще до прихода в Елисейский дворец, летом 2014 года, когда нынешний президент возглавил Министерство экономики — Колер был приглашен руководить министерским секретариатом.

Был ли самоотвод?

Выпускник Национальной школы администрации, альма-матер французской элиты, которую окончил и сам действующий президент, Алексис Колер избегает публичности. К городу, стране и миру со ступеней Елисейского дворца глава аппарата обращается крайне редко — это всегда связано с назначением правительства. Оглашение нового состава кабинета или индивидуальных замен министров как раз и является прерогативой генсека. При этом он сам нередко фигурировал в качестве кандидата на ключевые правительственные посты.

Трое из его предшественников на позиции генерального секретаря Елисейского дворца становились премьерами, четверо — возглавляли МИД. Возможно, именно поэтому история с планами юстиции расследовать обвинения в конфликте интересов приобрела большой резонанс в стране (да и в мире). В "ненадлежащей заинтересованности" высокопоставленного администратора еще несколько лет назад заподозрила ассоциация Anticor, которая специализируется на борьбе с коррупцией. В 2019 году по ее требованию был начат сбор юридической информации о взаимоотношениях власти с транснациональной группой Mediterranean Shipping Company (MSC) — одним из мировых лидеров морского судоходства.

Следователи проверили сведения о родственных связях Колера с ее владельцами — итальянским семейным кланом Апонте, чье состояние оценивается в $10 млрд. Как все высокопоставленные участники команды Макрона, он перед вступлением в должность проходил проверку в комиссариате по транспарентности общественной жизни. Колер не упомянул об итальянских родственниках, хотя владельцы MSC приходятся кузенами его матери. Уточняется, не взял он и положенного самоотвода на те случаи, если по службе ему придется иметь отношение к делам судовладельцев. Правда, высокопоставленные сослуживцы Алексиса Колера утверждают, что о своем родстве с судовладельцами он предупреждал еще во время работы в министерстве.

Каникулы в Хорватии

На этом вопросы правосудия отнюдь не исчерпаны. В течение трех лет управленец представлял государство в административном совете французских верфей STX, одним из главных клиентов которых является MSC. Колер также входил в наблюдательный совет морского порта Гавра, где обслуживались контейнеровозы компании кузенов. Журнал Marianne утверждает, что в STX и в порту Гавра Колер участвовал в решении вопросов, которые непосредственно касались операций MSC. Кроме того, по сведениям репортеров издания, его жена и дети неоднократно проводили лето в Хорватии на яхте судовладельцев.

Поначалу сообщалось, что финансовая прокуратура собирается закрыть предварительное расследование, но активистам Anticor удалось настоять на сборе юридической информации. Полицейские провели обыск в доме генерального секретаря и у директора верфей, допросили членов семьи Апонте в Швейцарии. В досье, пишет журнал, фигурирует и записка главы верфей Колеру от 2014 года — в момент его перехода из Министерства финансов в Министерство экономики: "Благодарны за твою роль куратора, которым ты для нас был".

Сам Алексис Колер любой умысел отрицает. Через адвоката он выразил надежду, что расследование подтвердит его невиновность. Контакты с семейством Апонте он характеризует как "минимальные", ссылаясь на дальность родства. В деловом плане, как он утверждает, его роль мало отличалась от обязанностей "дежурного по станции", следящего за своевременным прибытием поездов.

Союз без любви

Объяснения с правосудием предстоят и юристу номер один во Франции — министру юстиции Эрику Дюпон-Моретти. "Хранитель печати", в недавнем прошлом феноменально успешный адвокат, вызван к следователям Суда юстиции Республики. Он также заподозрен в конфликте интересов.

Высокий суд, состоящий из трех профессиональных судей и двенадцати парламентариев, является во Франции единственной инстанцией, правомочной рассматривать дела министров. Помогут ли главному блюстителю закона в этой аудитории его адвокатский опыт и признанное ораторское мастерство?

К суду 61-летний министр привлекается за то, что осенью 2020 года, как считает сторона обвинения, он отдал необоснованное распоряжение начать расследование в отношении ряда судей. В их числе были следственный судья Эдуар Левро и четверо прокуроров Национальной финансовой прокуратуры (PNF). По крайней мере в двух случаях, считают в окружении генерального прокурора Филиппа Лагоша, министр мог быть заинтересован в организации дисциплинарного процесса в отношении тех, с кем конфликтовал в бытность адвокатом.

В кругах следствия полагают, что столь опытный юрист не мог не сознавать наличие конфликта интересов. Сам "хранитель печати" отрицает попытку сведения счетов и заверяет, что никогда не проявлял "ненадлежащей заинтересованности". Кроме того, по его словам, он не поддерживает отношений ни с бывшими клиентами, ни с созданной им адвокатской конторой "Дюпон-Моретти и Вей" (ныне — "Вей и партнеры"). При обыске в министерской приемной на Вандомской площади жандармы изъяли журнал посещений, обнаружив там записи о неоднократных визитах Антуана Вея, бывшего партнера Дюпон-Моретти по адвокатской деятельности.

При этом стоит отметить, что ни судьи, ни прокуроры никогда не жаловали адвоката, установившего абсолютный рекорд в истории французского правосудия — он выиграл в суде 145 дел. Вел Дюпон-Моретти и международные дела, став в феврале 2020 года одним из адвокатов создателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа, находящегося под арестом в Лондоне. Юрист неоднократно требовал от Парижа предоставить Ассанжу политическое убежище, напоминая о роли Франции как "родины прав человека".

Проверка в Полинезии

В последнее время яблоком раздора между министром и судьями стала проверка состояния тюрем во Французской Полинезии, проведенная по его поручению генеральным контролером мест заключения. Доклад содержал критику действий судебных властей. "Политика пересмотра приговоров является чрезмерно рестриктивной и полностью расходится с программой развития юстиции", — говорилось в докладе. Согласно ему, 80% просьб об условном освобождении отвергаются, а на соответствующие прошения судебные власти "отвечают выдвижением требований, которые не предусмотрены никакими законами".

Представители Профсоюзного объединения судебных работников (USM) заявили в письме министру, что инспекция "вышла за пределы полномочий независимой административной инстанции". В профсоюзе назвали это "недопустимым вторжением в судебную сферу". Президент USM Селин Паризо заявила, согласно газете Le Monde, что "назначение главой Министерства юстиции человека, настолько ненавидящего судей" — это ошибка. Она полагает, что тем самым "Макрон объявил войну судьям".

Совет и позиция президента

Проблема конфликта интересов в окружении президента становится все больше, заявила недавняя соперница Макрона на президентских выборах, глава парламентской фракции оппозиционного "Национального объединения" Марин Ле Пен. Причину, по ее мнению, следует искать в "пантуфляже" (pantouflage, буквально — смена ботинок на домашние шлепанцы, pantoufles). "Высокопоставленные чиновники, образование которых оплачено Францией, устраиваются после учебы сначала на работу в частный сектор, затем — в министерства и в результате почти неизбежно сталкиваются с риском конфликта интересов, — заметила она. — Необходимо положить этому конец". Как сообщила Ле Пен, ее партия планирует внести в парламент проект закона с тем, чтобы "максимально ограничить факты "пантуфляжа". Кроме того, Ле Пен рекомендовала президенту перевести Дюпон-Моретти на другой пост: "Если он так нужен Макрону, надо поменять министерское кресло, у юстиции должна быть безукоризненная репутация".

Глава государства в свою очередь дал понять, что не намерен реагировать на следствие в отношении его близких сотрудников и решил оставить их во власти. Однако, когда Макрон впервые боролся за Елисейский дворец в 2017 году, он заявлял, что "в принципе" министр должен уйти в отставку, если окажется под следствием. Теперь же глава государства объясняет, что с тех пор "не менял доктрины", а речь идет об "исключениях из правила". "Что касается генерального секретаря, то я надеюсь, что от вас не ускользнул тот факт, что он не является министром", — иронично заметил президент, дав понять, что доктрина не может быть применена к этому досье. Он охарактеризовал Алексиса Колера как человека, который "вот уже многие годы посвящает дни и ночи служению государству с преданностью и честностью", которые Макрон "может засвидетельствовать" лично. Глава государства подчеркнул, что считает собственное решение оставить своего соратника на посту "совершенно легитимным".

Что касается министра юстиции, президент уточнил, что ожидающий "хранителя печати" суд стал результатом прежде всего жалобы профсоюзов судей на затрагивающие их процессы, при которых Дюпон-Моретти выступал в качестве адвоката. "Таким образом, это не связано ни с его деятельностью в качестве министра, ни с вопросами морали", — заметил глава государства. "Считаю, что это никак не связано с юриспруденцией или с обязательствами, которые я мог бы принять в связи с природой этого дела… Процедурные решения не должны влиять на мой выбор сотрудников", — считает Макрон.

Третий соратник

Тем временем правосудие назначило свидание еще одному близкому соратнику французского лидера. Как стало известно во вторник, бывший премьер-министр (с 2017 по 2020 год) Эдуар Филипп должен прибыть в Суд юстиции Республики 24 октября. На допросах 51-летний политик, возглавляющий сейчас мэрию Гавра, должен будет дать показания в связи с обвинениями в бездействии в начальный период пандемии коронавируса.

Вместе с Филиппом в невыполнении обязанностей обвиняются бывшие министры здравоохранения Аньес Бюзен и Оливье Веран (последний занимает ныне пост министра-делегата по связям с парламентом). Расследования начаты в связи с жалобами на отсутствие необходимого оборудования и противоречивыми рекомендациями правительства по поводу ношения масок. В октябре 2020 года в связи с этими обвинениями уже проводились обыски в квартирах и служебных кабинетах трех политиков. Согласно официальным данным, пандемия COVID-19, начавшаяся в марте 2020 года, повлекла во Франции 155 тыс. смертей.

Последствия рассмотрения этого досье могут получить даже больший политический резонанс, чем претензии к Колеру или Дюпон-Моретти. Большинство политических аналитиков склоняются к мнению, что экс-премьер, создавший год назад собственную правоцентристскую партию "Горизонты", планирует баллотироваться на выборах 2027 года, когда Макрон должен покинуть Елисейский дворец после завершения второй президентской пятилетки. Шансы Филиппа будут зависеть в немалой степени от исхода разбирательства обвинений в его адрес.