«Это наша земля»: историк рассказал о присоединении освобожденных территорий
«Они заслужили это право. Там живут наши люди, люди, которые хотят говорить на русском языке, люди, для которых Россия, русская культура, русская цивилизация не чужда. Это люди общего с нами психотипа, это психотип большой России, а русский психотип, русская культура и русский национальный характер не обусловлены национальностью. Я повторю слова Маргелова: «Не важно какой оттенок нашей кожи или разрез глаз – для врагов мы все русские!» Мы объединены общей историей, эти территории должны стать нашими. Это наши люди, это наша земля, обильно политая кровью и в 1941, и в 1943, и в 2014, и сейчас. Это та земля, где вместе воюют и чеченец, и дагестанец, и русский, и украинец, все национальности большой России. Да и не только национальности большой России – за годы после распада Союза мы немного забыли, кто мы такие и что мы такое. Я не раз уже высказывался: Россия – это не народ, Россия – это не государство, Россия – это цивилизация, это особый путь в мире. Мы отличаемся от Запада. Мы другие, мы на самом деле другие, это очень сложно исторически. Но европейский психотип, европейская история – это постоянное колониальное движение во все стороны. Европа стремилась к колониям. Мы никогда никого не колонизировали. Мы пришли в Среднюю Азию (а туда пришла Российская империя), там установился мир и закончилась работороговля. Россия пришла на Кавказ – кончились набеги и кровная месть. Россия пришла в Прибалтику (о чем не любят сейчас вспоминать), и из Прибалтики ушло понятие, когда местный житель, будучи человеком второго сорта, и, извините меня, когда эстонцы входили в Таллин, они снимали свои башмаки и ходили ночью, чтобы своим видом не портить, звуками своей обуви сон немецких господ и чтобы своим видом их не оскорблять. Мы другие, мы на самом деле отличаемся. И сейчас мы воюем не с украинцами, как многие любят представлять, мы воюем с анти-Россией, с людьми, которые, будучи близкими нам по крови, взяли совсем другое, они ложно извратили европейскую концепцию расового превосходства. Это очень глубоко сидит в Европе, это очень укоренилось. Но это имеет исторические корни, это отходит к Августину, к Фоме Аквинскому, к понятию священной войны, это очень глубоко уходит. На этом воспитывалась Европа, и когда мы говорим «протестантская этика» – она выходит из этого. Европейская культура, европейский психотип, европейская самоидентичность – она формировалась с III–IV века. Так же и наша идентичность – продукт очень сложного исторического генезиса. И мы стали теми, кем мы стали – великой цивилизацией в ходе этого. Мы не большие по численности. Европа объединена больше нас, но мы владеем большой территорией, и овладели ей не мечом. Мы несли мир, мы несли порядок, спокойствие и общие культурно-нравственные ценности, как бы это слово ни было избито. Но мы несли эти ценности, и эти ценности были поняты и приняты многочисленным населением. Приведу исторический пример, для меня он очень показателен. Середина XVI века, 1560–1570-е годы. Россия присоединяет Поволжье и Сибирь, жестокое правление Ивана IV Грозного. 1606–1612 год. Колоссальная смута, страна на грани распада, в Москве польские ставленники, в Москве украинское казачество со своим ставленником, но эти регионы не ушли от России. Как нам любят сейчас сказать наши европейские и американские псевдопартнеры (а по факту – противники) что мы тюрьма народов, что мы – колониальная империя. Почему эти территории не ушли? Что им мешало? Самый момент – ослабление центральной власти, никто не пошлет войска на усмирение. Эти регионы остались в большой России. Сибирь, которую совсем недавно присоединил Ермак! Эта земля осталась в России. Казань, Казанское ханство, где все помнили, что они наследники Батыя, наследники степных властителей! Она осталась в России. Астраханское ханство осталось в России, несмотря на то, что Турция – влиятельное и сильное на тот момент государство – могла оказать помощь. Яркий исторический пример того, что Россия всегда действовала не силой. Мы приносили то, что нас отличало. Земли Дона: Донецка, Луганска, Малороссии – это земли, которые были не просто завоеваны нашими предками, война – это одно. Они были окультурены нашими предками, об этом сейчас многие забывают. Это ведь было Дикое поле, там были курганы, степи, половецкие бабы стояли в степи, и дозор там всадники гордо несли. И из диких земель там появился прекрасный сельскохозяйственный край. Там появилась мощнейшая промышленность, там появилось то, что в конце XIX – начале XX века называлось промышленным сердцем России. Естественно, это наша земля, и мы никому ее не отдадим. У нас есть очень известная поговорка, что «русские всегда приходят за своими долгами». Она приписывается Бисмарку, которую цитируют обрезанно. Я бы сказал по-другому: «Русские никогда не забирают чужого. Мы возвращаем свое». Нам не нужна чужая земля, мы не идем в Турцию, не навязываем свои правила. Мы просто требуем уважения к себе и забираем свое.» Фото: Фото: Igor Zehl / CTK / globallookpress.com