Сотрудничество с Донбассом и Крымом увеличит возможности экономики Беларуси – Рахманов
Глава ДНР Денис Пушилин отмечал, что Донбасс заинтересован в сотрудничестве с Беларусью, и работа над расширением связей активно идет. Схожие планы выразили также и в ЛНР. Беларусь уже оказывает гуманитарную помощь Донбассу. По словам президента Беларуси Александра Лукашенко, Минск де-факто признал республики Донбасса и готов помочь в их восстановлении. В белорусской Палате Представителей также подчеркнули, что взаимодействие с ДНР и ЛНР уже идет и будет нарастать не только в гуманитарном плане, но и в экономическом. Кроме того, 10 сентября Минск и Севастополь подписали соглашение о сотрудничестве, что подтверждает настрой Беларуси на признание Крыма не только де-факто, но и де-юре. Перспективы признания республик Донбасса и укрепления сотрудничества с ними и российским полуостровом оценил член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Сергей Рахманов.
– Сергей Кимович, какие выгоды Минск может получить от официального признания независимости республик Донбасса и присоединения Крыма к России?
– Нам нужна сейчас консолидация, потому что цивилизационное противостояние приобрело крайне острую форму. Экспансия Запада проявилась очень отчетливо. И сейчас вопрос состоит в том, чтобы усилиться вместе, а не в том, чтобы получить выгоду. Поодиночке невозможно противостоять западной экспансии, поэтому сейчас нужно просто максимально задействовать интеллект, аналитику и уйти от ручного управления. Решения о признании должны соответствовать нашим общим цивилизационным задачам. Беларусь и Россия – одна цивилизация, которая противостоит западной. У нас есть партнерские цивилизации, и мы должны находить варианты взаимодействия с ними. К их числу относится и мусульманский мир, и другие страны азиатского региона.
Сейчас нужно не только действовать локально, развивая российско-белорусские отношения, но и видеть все окружение. Собственно, так и делается, но нужно этот момент интенсифицировать, для чего огромное значение имеет международная аналитика. Это то, чем сейчас занимается Ассоциация внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко, и то, что делается в рамках работы с молодыми учеными-международниками. Поэтому вопрос более комплексный: дело даже не в локальной и конъюнктурной выгоде, а в том, что нужна стратегия, которая должна быть согласована и реализована в виде конкретных действий.
– Какой должна быть эта стратегия, и в каких сферах Минск может наладить экономическое сотрудничество с ДНР, ЛНР и Крымом?
– Самое главное для нас – глобальное видение и консолидация. Сейчас наблюдается неблагоприятная конъюнктура в силу сложившихся причин. Но взаимодействие нужно, потому что ЛНР, ДНР и территории Украины – это часть нашей цивилизации. Так что, главная задача – расширение экономического пространства, в рамках которого мы взаимодействуем. Локальное сотрудничество не может быть эффективным. По оценкам экспертов, чтобы пространство было экономически эффективным, нужно иметь 200-300 млн населения. У нас в рамках Союзного государства этого нет, даже если присоединить страны из других интеграционных структур. Поэтому существует зависимость от внешних игроков, которую нужно минимизировать. Это не значит, что нужно отказываться от международной кооперации, но надо иметь высокую степень независимости и самодостаточности. Тогда будет меньше факторов внешнего воздействия.
Взаимодействие в нашем цивилизационном пространстве, в том числе с ДНР, ЛНР и Крымом, – позитивный момент, который позволит увеличить возможности экономики Беларуси и экономик соответствующих стран и регионов.
Беларусь имеет определенное преимущество в индустрии и может многое предложить. Это достаточно серьезная продукция, соответствующая мировым стандартам. Есть система управления, которая осуществляется с высокой долей государства, в отличие от либеральных подходов, когда рынок играет ведущую роль. Все эти вещи могут быть использованы, в том числе система образования, исследовательской деятельности, инновации и так далее.
Мы можем предложить высокотехнологичную продукцию, которая отсутствует на постсоветском пространстве и есть сейчас только в Беларуси. С этой продукцией мы готовы выходить на наши общие рынки не только в режиме торговли, но и в режиме производственной кооперации. Минск может повторять соответствующие производственные активы в России, в других странах. Эта работа ведется, но ее нужно интенсифицировать и масштабировать.
Справка «Евразия.Эксперт»: Вместе Беларуси и России легче противостоять западным санкциям. В условиях фактической блокады белорусского экспорта РФ обеспечивает перевалку широкого спектра белорусских грузов на рынки третьих стран. Президент Беларуси Александр Лукашенко призвал по максимуму использовать свободные мощности российских портов. Крым позиционирует себя как южные морские ворота России и всего Союзного государства. Его гавани имеют выход в страны и регионы, где белорусская продукция крайне востребована: Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия, Турция. Заключение соглашения между Севастополем и Минском позволит нарастить торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами и укрепит двустороннюю внешнеполитическую координацию.
– Как отмечают в Минске, спецоперация России на Украине стала превентивным ответом на агрессию Киева. Как она сказалась на безопасности Беларуси?
– Агрессия проявилась не только в виде потенциального вооруженного нападения. Она уже давно носила внутрицивилизационный характер, и формировалась не одно десятилетие. Переформатирование менталитета населения Украины началось давно, однако на это не обращалось должного внимания. Киев проявляет агрессивные намерения не сам по себе, а потому что украинская элита контролируется Западом.
Беларусь давно испытывает недостаток безопасности. Западная экспансия в разных формах в отношении Беларуси проявилась намного раньше, чем в отношении России. Минск никогда не занимал либеральную позицию. В Беларуси не произошло переформатирования элит, и поэтому на нее была направлена атака. Беларусь к этому привыкла и даже адаптировалась. Естественно, сейчас форма противостояния более острая.
Речь идет о западных границах, где сейчас концентрируются военные ресурсы НАТО. Поэтому уровень безопасности снижен, если говорить о возможности эскалации конфликта. Но из-за этого Беларусь интегрируется с Россией более эффективно и интенсивно, использует современные средства вооружения, ведет подготовку национальной и совместной систем обороны. Недавно президент Беларуси заявил, что не только вооруженные силы, но и другие связанные с безопасностью структуры должны быть готовы к потенциальному отражению агрессии.
У России и Беларуси достаточно ресурсов, чтобы отрезвить любого агрессора. Маловероятно, что дело дойдет до прямого вооруженного противостояния, но надо очень серьезно готовиться к этому. Вопрос же не только вооруженном противостоянии, но и в информационном. Поэтому надо всесторонне видеть проблему безопасности и соответствующем образом реагировать.
Беседовал Илья Шаныгин