83 года назад поляки напали на немцев в Данциге – и началась Вторая мировая война
1 сентября 1939 года германские войска вторглись в Польшу, 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии, начав тем самым Вторую мировую войну, через два года ставшую для нас Великой Отечественной.
С детства каждому россиянину вдалбливают в голову – немец нам лютый враг, и всегда был таким, вспомним к/ф «Александр Невский». Немцы воевали против России в двух мировых войнах. Соглашусь, что деяния Тевтонского ордена показаны в фильме «Александр Невский» верно, хотя и упрощённо. 22 июня 1941 года Гитлер совершил величайшее в нашей истории преступление, напав без всяких оснований на СССР.
Но были у России и Германии и совсем иные отношения. Более того, сейчас как-то уже позабылось, что у Российской Империи и Пруссии была общая граница – Венский конгресс 1815 года одну часть польских земель отдал немцам, вторую, побольше – России. Называлось это приобретение со столицей в Варшаве и Царство Польское, и Привислинский край – в зависимости от того, как русские цари относились к полякам. И так больше ста лет, до создания в 1918 году независимой Польши.
В 1863 году на русской и частично на прусской территории подняли мятеж буйные паны. Прусские батальоны быстро задавили панов у себя, а затем, с согласия Александра II, вошли в русские пределы и сильно побили панов. Позже те плакались в Париже: «Да мы бы москалей побили, если б не прусские гренадёры».
В ходе Крымской войны 1854-1855 годов вся Европа ополчилась на Россию. А через прусскую границу к нам поступали сотни орудий, тысячи тонн пороха и много другой всячины.
Кто сейчас помнит, что фирма Круппа поднялась на русских миллионах? Именно Крупп в 1863-1877 годах создал и вооружил германскую и русскую армии орудиями современного типа. И сейчас 152-мм САУ «Акация» может стрелять снарядами русской 6-дюймовой пушки обр. 1877 г. Вплоть до начала Первой мировой войны фирмы Круппа и Эрхардта регулярно поставляли в Россию свои артсистемы калибра от 150 до 280 мм.
В ту же Первую мировую мы воевали непонятно за что, волею Николая II и его европейской родни втянутые в страшную мясорубку. Тем более, что каких-либо взаимных претензий, тем более требующих военного разрешения, в 1914 году у России и Германии не было.
Но уже весной 1918 года все партии России сошлись во мнении, что германская армия и Вильгельм II – хорошие ребята. Большевики заключили с ними Брестский мир, и уже через несколько дней через демаркационную линию к немцам сиганула почти вся российская элита: 400 тысяч офицеров, помещиков, капиталистов и «рафинированных» интеллигентов.
Потом была Веймарская республика, когда и мы, и немцы по сути жили одинаковыми идеями, пользовались похожими лозунгами («Рот Фронт!» – из тех времен) и пели одинаковые песни.
В 1920 году в случае выхода Красной Армии к Варшаве немедленно из Германии в Польшу должна была вторгнуться белая армия генерала Авалова, никогда не воевавшая с красными, а затем – Рейхсвер. Немцы также строили планы форсирования Рейна и совместного с Красной Армией похода на Париж.
Летом 1939 года Англия и Франция пытались стравить СССР с Германией, а сами остаться в стороне. Договор о ненападении между Германией и СССР, заключённый в Москве 23 августа 1939 года, сорвал эти планы. Не будем забывать, что с 11 мая 1939 года СССР вёл полномасштабную войну с Японией на реке Халхин-Гол. По числу задействованных танков и самолётов, а также людских потерь эта война не уступает германо-польской войне сентября 1939 года.
24 августа из советского посольства в Токио поступила секретная телеграмма: «Договор о ненападении произвёл ошеломляющее впечатление на японское руководство». Хотя японцы и понесли серьёзные потери в августе 1939 года, это был булавочный укол для огромной японской армии. И только договор с Германией прекратил войну на востоке.
В том же году и Германия – за вторжение в Чехословакию, и СССР за финскую кампанию оказались под санкциями Лиги наций, в силу чего они просто вынуждены были тесно сотрудничать. Обе страны спешно строили океанские флоты, подразумевая, что врагом у них окажутся заморские страны. И грандиознейшей ошибкой Гитлера стало то, что, будучи в состоянии войны с Великобританией, он решил напасть на Советы. Сейчас понятно, кто и почему его старательно к этому толкал.
Так что нравится нам это или нет, но в сентябре 1939 года Гитлер не собирался начинать мировую войну, а хотел лишь быстро разгромить поляков. И причины у него были.
В 1930-х годах правители Польши интенсивно готовились к войне на западе и востоке. В Варшаве распевали: «Одетые в сталь и броню, Ведомые Рыдзом-Смиглы, Мы маршем пойдём на Рейн». Не любили поляки немцев. Они вообще никого, кроме себя, не любили.
В рамках Версальского передела европейских границ 10 января 1920 года Антанта отняла у Германии город Данциг, населённый немцами с XIII века, и создало из него «вольный город». В Данциге и близлежащих 252-х деревнях проживало около 400 тысяч жителей, в подавляющем большинстве немцев. Данциг управлялся Сенатом, армии не имел, а лишь полицию.
В конце 1930-х годов Польша, угрожая войной, потребовала от Сената создать в Данигском порту свой терминал (таможню), а в самом городе — польскую почту. Поляки по-тихому построили в терминале шесть мощных фортов, защищаемых 75-мм и 30-мм пушками, а также 81-мм миномётами. 110 «почтальонов» на самом деле были отборными диверсантами. В помещение почты было доставлено стрелковое оружие и пулемёты.
В сентябре 1939 года Варшава планировала устроить в Данциге беспорядки, используя проживавших там поляков. Далее в дело вступили бы «таможенники» и «почтальоны». Затем для наведения порядка в Данциге высадились бы польские дивизии.
1 сентября полиция Данцига начала «зачистку» польской таможни. «Таможенники» держались против ополченцев Данцига, эпизодически поддерживаемых (причём безграмотно) огнём учебного германского корабля «Шлезиен», целых три дня — с 1 по 3 сентября 1939 года. А потом дружно сдались, предварительно переодевшись в униформу польской армии, что дало им статус военнопленных.
Ну, а «почтальоны» продержались всего 15 часов. Они были в штатском, и полиция в законном порядке расстреляла их, как бандитов.
Варшавская газета «Минута» от 6 сентября 1939 года сообщает: «Налёт 30 польских бомбардировщиков на Берлин! Линия Зигфрида прорвана в 5 местах! Немецкие войска разбегаются в панике. Французские войска вступили в Саарский бассейн».
Из этого следует, что поляки первыми во Второй мировой войне бомбили мирные города. 15 сентября польские самолёты бомбили советскую территорию, после чего польские СМИ объявили о нападении на СССР Люфтваффе. Надо ли объяснять цель этой провокации?
1 сентября 1939 года вместе с Вермахтом против Польши выступили Словакия и сформированные на территории Словакии батальоны украинских националистов численностью около двух тысяч. В самой Польше подняли восстание бандеровцы. Они убили свыше 10 тысяч поляков, как военных, так и мирных жителей.
12 сентября 1939 года в личном поезде Гитлера состоялось совещание, где обсуждалась дальнейшая судьба Польши. Фюрер предложил на территории Польши создать два «буферных» государства — Украину (из Галиции и Волыни) и Литву, включая Виленский край.
Имперский министр иностранных дел Риббентроп 15 сентября отправил телеграмму германскому послу в Москве, в которой предлагал советскому правительству поторопиться с введением войск в Западные Белоруссию и Украину – «Советское правительство, таким образом, освободит нас от необходимости уничтожать остатки польской армии, преследуя их вплоть до русской границы. Кроме того, если не будет начата русская интервенция, неизбежно встанет вопрос о том, не создастся ли в районе, лежащем к востоку от германской зоны влияния, политический вакуум. И могут возникнуть условия для формирования новых государств».
Это был откровенный шантаж. Сталин не мог позволить создать на своей границе бандеровское государство, опирающиеся на штыки вермахта. 17 сентября 1939 года части Красной Армии вступили на территорию Западных Белоруссии и Украины.