У Молдовы нет реальных альтернатив российским нефти и газу – молдавский политик

Энергетический кризис в Молдове провоцирует повышение тарифов на отопление. Цены на топливо в Европе продолжают расти, и в этой ситуации помощь России пришлась как нельзя кстати: «Газпром» согласился предоставить «Молдовагазу» отсрочку по платежам. Однако это не является заслугой молдавских властей, отказавшихся от переговоров с Россией. Политика Кишинева продолжает процесс, начатый 30 лет назад, когда 27 августа 1991 г. парламент Молдавской ССР проголосовал за принятие Декларации о независимости и выходе из Советского Союза. Запад стремится оторвать страну от России, хотя ее интересам отвечает выстраивание прагматичных торгово-экономических отношений с Москвой. К чему приведет иррациональное поведение молдавских властей, в интервью «Евразия.Эксперт» объяснил политик, журналист, кандидат в президенты Молдовы от «Нашей партии» (2016 г.) Дмитрий Чубашенко.

У Молдовы нет реальных альтернатив российским нефти и газу – молдавский политик
© Евразия Эксперт

– Дмитрий Алексеевич, «Молдовагаз» не смог заплатить «Газпрому» за поставки в августе, и попросил у него отсрочку. Почему Молдова столкнулась с такой проблемой? На ком лежит ответственность за это?

– В акционерном обществе «Молдовагаз» «Газпром» владеет 50% плюс 1 акция, 35,33% принадлежит правительству Молдовы, еще 13,44% администрации Приднестровья, которая передала свою долю в доверительное управление «Газпрому». На газовым рынке Молдовы оно выступает монополистом. Россия ежегодно поставляет в Молдову порядка 3 млрд. кубических метров природного газа, из которых 1 млрд. поступает на правый берег Днестра, а 2 млрд. идут в Приднестровский регион, неподконтрольный официальным властям Молдовы. За счет этого газа на левом берегу Днестра на Молдавской ГРЭС, принадлежащей российской компании «Интер РАО», вырабатывается электроэнергия, которой снабжается вся Молдова.

Главной причиной резкого роста цены на газ в Молдове стало изменение в конце 2020 года формулы, по которой эта цена рассчитывается. Если раньше цена на газ была привязана к корзине нефтепродуктов на мировом рынке, то сейчас она привязана также к котировкам на виртуальной площадке TTF по торговле газовыми фьючерсами в Нидерландах. В первом и четвертом квартале года 0,3 цены привязаны к спекулятивным котировкам на бирже и 0,7 – к ценам на нефтепродукты, а во втором и третьем квартале – наоборот. Резкое подорожание газа на мировом рынке автоматически привело и к росту стоимости газа, импортируемого из России.

За год стоимость закупаемого в России газа выросла более чем в четыре раза. В августе газ в Молдову поставляется по цене $1458 за 1000 куб. м, а на сентябрь заявлена закупочная цена на уровне $1700. Год назад внутренний тариф на природный газ для бытовых потребителей в Молдове составлял 4,6 лея за 1 куб. м. С 1 августа этого года установлен тариф на уровне 23 лея за 1 куб. м, или $1200 за 1000 куб. м. По действующему контракту «Молдовагаз» должен перечислять «Газпрому» аванс за текущий месяц до 20 числа. Компания заявляет, что она не может собрать средства, необходимые для августовского платежа, поскольку внутренний тариф не покрывает затраты на закупки газа в России.

Задержка по текущим платежам – одно из прописанных в контракте оснований для прекращения поставок газа «Газпромом». Вторым законным основанием может стать то, что молдавская сторона не провела в срок до 1 мая 2022 г. аудит исторических долгов перед «Газпромом». Российская компания требует выплаты долга прошлых лет, который она оценивает, вместе с пеней, в $709 млн. Правительство Молдовы сам этот долг не отрицает, но говорит, что хочет проверить его через международный аудит. На переговорах в октябре 2021 г. правительство обязалось провести такой аудит до 1 мая, но только в августе оно объявило о заключении контракта на аудит с английской и норвежской фирмами.

Власти Молдовы объясняют безудержный рост цен и тарифов на газ международной конъюнктурой, спровоцированной ситуацией на Украине. А большинство граждан, как показывают опросы общественного мнения, считают, что президент Майя Санду лично и ее правительство должны возобновить переговоры с «Газпромом» и договориться с Россией о приемлемой цене на газ. Представители действующей власти говорят, что это невозможно, потому что Россия за более дешевый газ требует каких-то политических уступок, но в чем заключаются эти уступки, кишиневская власть не раскрывает. Кроме того, в конфликте Запада с Россией на Украине официальный Кишинев однозначно встал на сторону Запада и Украины.

Представители этой власти просто не могут, в силу политических, финансовых и моральных обстоятельств, пойти на какие-то сепаратные переговоры с Россией по газу – западные и украинские партнеры таких шараханий не поймут.

Таким образом, образовался замкнутый круг: платить за газ Молдова не может из-за роста цен; цены растут на мировых рынках; выходом из тупика могли бы стать прямые переговоры с Россией, но власти Молдовы вести такие переговоры не могут и не хотят; цены растут еще больше... И так далее.

– Чем грозит Молдове просрочка платежей?

– Если «Газпром» не предоставит Молдове отсрочку по оплате как текущих, так и исторических долгов, это может привести к полной остановке поставок российского газа. Кроме того, что Молдова лишится газа, она потеряет и источник получения электроэнергии, которая вырабатывается в Приднестровье на российском газе.

Приднестровье не рассчитывается за газ, получаемый от «Молдовгаза», в результате чего у этой компании образовался «приднестровский» долг перед «Газпромом», превышающий $8 млрд. Россия пока не требует выплаты этого долга.

– Каковы могут быть последствия полного прекращения поставок российского газа? Есть ли у Кишинева возможность альтернативных поставок?

– Реальных альтернатив получения газа и электроэнергии у Молдовы нет. Несколько лет назад было объявлено о завершении строительства газопровода, который соединяет румынский город Яссы с Кишиневом. Пока эта труба длинной свыше 100 км остается нефункциональной. Не построены компрессоры, которые могли бы качать по этой трубе газ. У Румынии нет таких объемов газа, которые могли бы компенсировать поставки из России, и даже если бы такие объемы были, мощность газопровода Яссы-Кишинев не рассчитана на их прокачку. Кроме того, вся сеть распределительных газопроводов на территории Молдовы находится в собственности «Молдовагаза», то есть «Газпрома».

Молдова может получить определенные объемы газа из украинских газовых хранилищ и из Румынии, но их может хватить всего на несколько недель, и цена такого газа все равно будет выше, чем у «Газпрома». Технической возможности для получения электроэнергии из Румынии нет. Вырабатываемую в Приднестровье электроэнергию можно было бы заменить украинской, но и она будет дороже той, что Молдова получает сегодня из Приднестровья. Прекращение поставок газа из России полностью нарушит весь баланс Молдовы по газу и электроэнергии, что чревато непредсказуемыми последствиями для населения и экономики, особенно в зимний период.

– Как Вы оцениваете сегодняшний внешнеполитический курс Кишинева – можно ли говорить о постепенном отказе от нейтралитета в пользу интеграции в НАТО? Чего стоит ожидать от молдавских властей в отношении России?

– Власти Молдовы объявили своим стратегическим курсом во внешней политике европейскую интеграцию. В июне вместе с Украиной они добились получения статуса кандидата в члены Европейского союза. Хотя понятно, что этот статус Молдова получила «за компанию» с Украиной, а та получила его потому, что воюет с Россией, это решение ЕС представляется как огромная победа действующей власти. Для их сторонников это так и есть.

Формально даже эти власти Молдовы не отказываются от закрепленного в Конституции принципа нейтралитета. Если следовать букве закона, отменить нейтралитет невозможно – по Конституции положения о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о его постоянном нейтралитете могут быть пересмотрены только при их одобрении путем референдума большинством граждан, включенных в избирательные списки. Кроме того, политики в Кишиневе понимают, что планы вступить в НАТО приведут к окончательной потере Приднестровского региона, руководство которого выступает за вхождение в состав России.

При этом сама Санду публично заявляет, что «не верит в нейтралитет Молдовы», и на деле проводит политику «Если Молдова не может вступить в НАТО, то НАТО вступить в Молдову может и должен».

Отношения кишиневских властей с Москвой определяются формулой «Россия не должна мешать Молдове идти в Европу». Как и многие их коллеги-единомышленники на Западе, нынешние руководители Молдовы были бы рады, если бы России вообще не существовало. Они предпочли бы не иметь вообще никаких отношений с Россией, но на практике это нереально. Этому «мешает» и ситуация с поставками газа, и пророссийское Приднестровье, от которого Кишинев не может просто так отказаться, и все еще сохраняющиеся поставки молдавской сельскохозяйственной продукции на рынок России, и десятки тысяч граждан Молдовы, проживающих в России.

Справка «Евразия.Эксперт»: Распад СССР нарушил тесные связи, сформированные между Россией и Молдовой. С тех пор западные страны и прозападные политики делают все возможное, чтобы «оторвать» их друг от друга и сменить менталитет молдаван, навязав чуждое им видение государственного устройства и ценности. Политика евроинтеграции не учитывает специфику молдавской экономики, игнорирует настроения жителей Приднестровья и Гагаузии, идет вразрез с принципами федерализации и нейтралитета. К чему приводит подобный подход, видно по соседней Украине.

– Президент Молдовы Майя Санду сказала, что Европейский союз готов оказать Кишиневу поддержку в модернизации армии, и в этом направлении уже ведутся определенные работы. Зачем Западу вооружать республику? К чему готовят Кишинев?

– В июне этого года Совет ЕС через свой «Европейский Фонд мира» выделил Национальной армии Молдовы €40 млн. Как было сказано в сообщении пресс-службы ЕС, «эта помощь укрепит потенциал тылового обеспечения, мобильности, командования и управления, киберзащиты, беспилотной воздушной разведки и тактической связи Вооруженных сил Молдовы путем предоставления соответствующего нелетального оборудования, материалов и услуг, включая обучение, связанное с оборудованием». В декабре прошлого года ЕС уже выделял Молдове €7 млн на укрепление военно-медицинской и инженерной служб Национальной армии.

Запад рассматривает расположенную между государством-членом НАТО Румынией и Украиной Молдову как территорию, которая должна быть частью его общей антироссийской матрицы. Кишиневские власти разделяют такой подход и делают все для его реализации на практике. В рамках программ сотрудничества с НАТО вооруженные силы и правоохранительные органы Молдовы переводятся на стандарты Североатлантического альянса. Эта работа проводится под руководством западных советников, которые работают во всех институтах власти Молдовы, начиная с администрации президента.

– Согласно соцопросам, больше половины граждан Молдавии против дальнейшего углубления контактов с НАТО. Не получается ли так, что Молдавии фактически навязывают взаимодействие с этим военным блоком?

– По опросам общественного мнения, примерно каждый пятый респондент готов проголосовать на референдуме за присоединение Молдовы к НАТО, а две трети граждан проголосовали бы против. У правящей верхушки картина прямо противоположная – она готова обеспечить максимальное сближение с НАТО, несмотря на конституционный нейтралитет и непопулярность такого курса среди населения. Главным источником легитимности этой власти является не собственный народ, а внешние «партнеры по развитию» – Вашингтон, Брюссель, Бухарест, Варшава, – поэтому между служением собственному народу и внешним партнерам власть выбирает лояльность последним.