«Така любов»: Лондон готов повторить за Вашингтоном любую глупость

Единственное, в чем вы можете быть уверены, так это в том, что ни один кандидат в конкурсе на лидерство Консервативной партии не посмеет усомниться в том, что является основной предпосылкой внешней политики Великобритании.

«Така любов»: Лондон готов повторить за Вашингтоном любую глупость
© Свободная пресса

А эти основополагающие принципы, поддерживаемые различными государственными учреждениями и разведывательными агентствами в министерстве иностранных дел, министерстве внутренних дел и министерстве обороны, предполагают максимально тщательное следование политике США и постоянно растущие расходы на оборону.

Обычно применяется принцип Тони Блэра: «поскольку после Второй мировой войны Соединенные Штаты приняли эстафету от Великобритании как имперского лидера Запада, даже если политический выбор кажется ужасно ошибочным, лучше, чтобы Британия поддерживала Америку, а не ослабляла престиж США, прокладывая свой собственный курс.

Премьер-министр Борис Джонсон оказался необычайно прямолинеен, и по этому вопросу в своей прощальной речи в парламенте, посоветовал своему преемнику просто «держаться поближе к американцам».

Что это означает в ближайшей перспективе? То, что если и когда администрация Байдена потеряет самообладание из-за Украины, где она тратит колоссальные 40 миллиардов долларов американских налогоплательщиков на различные формы военной и экономической помощи, Лондон последует их примеру.

Легко забыть, что громкая политика правительства Великобритании в поддержку президента Украины Владимира Зеленского, которая обошлась Великобритании в 3,8 млрд фунтов стерлингов (4,6 млрд долларов), была отчасти политическим театром, призванным удержать Джонсона у власти.

Лиз Трасс – в настоящее время фаворитка из тех, кто претендует в сентябре занять пост премьер-министра Великобритании – держалась рядом с Джонсоном в попытке унаследовать его базу правых. В качестве министра иностранных дел она была в Москве в феврале с задачей с помощью нелепых фотосессий создать у британских СМИ впечатление, что Великобритания объясняет России, что к чему.

Теперь она пообещала к 2030 году увеличить расходы на оборону до трех процентов ВВП с нынешних 2,1 процента, чтобы противостоять «возросшей угрозе» – по-видимому, для Великобритании со стороны России и Китая, что будет означать значительное увеличение предусмотренных в бюджете на 2023 год 60,2 млрд фунтов стерлингов.

Тем не менее, стоит помнить, что на британском «радаре» Китай нигде не отмечался как угроза до тех пор, пока бывший президент США Дональд Трамп не сделал его таковым после вступления в должность в 2017 году, а политики-демократы предпочли свою позицию сменить.

Самым вопиющим примером британского пресмыкательства перед Вашингтоном является случай Джулиана Ассанжа.

Хотя его администрация преследовала разоблачителей со злобным рвением, бывший президент США Барак Обама предпочел не выдвигать обвинений против основателя WikiLeaks по той простой причине, что единственное обвинение, которое можно было ему предъявить, касалось публикации, а не кражи секретных материалов.

Это предъявило бы точно такое же обвинение «Нью-Йорк таймс», «Гардиан» и другим мейнстримовским СМИ, которые сотрудничали с Ассанжем в раскрытии военных преступлений США и Великобритании в Ираке и Афганистане.

Тем не менее, правительства консерваторов сотрудничали с ЦРУ в безумном плане похитить его из посольства Эквадора в Лондоне или даже убить, и держат в одиночном заключении в печально известной тюрьме Белмарш с явным намерением спровоцировать его смерть.

А Лейбористская партия под руководством Кира Стармера, типичного для эпохи Тэтчер-Блэр, вообще не предлагает реальной альтернативы этому.

Этого не было, когда левые ненадолго доминировали во время 4,5-летнего пребывания на посту бывшего лидера лейбористов Джереми Корбина. В партийном манифесте подвергались сомнению принципы внешней политики, которые ставили безопасность Израиля выше прав палестинцев, снабжали оружием репрессивные режимы и сопротивлялись формирующемуся многополярному мировому порядку, к ужасу правящего истеблишмента, для которого Корбин был еретиком масштабов Эхнатона.

Можно ожидать, что Трасс еще больше склонится к постимперскому фарсу британской ближневосточной политики Джонсона.

Следуя американскому сценарию, его правительство вышло прямо из ворот после победы Тори на всеобщих выборах в декабре 2019 года, вызванной Брекситом, с заявлением о том, что разрабатывается законодательство, запрещающее государственным органам участвовать в кампаниях бойкота, отчуждения и санкций (в отношении Израиля), которое, вероятно, будут приняты на следующей сессии парламента.

Нынешнее правительство также выступает против расследования Международным уголовным судом военных преступлений Израиля после войны в секторе Газа в мае 2021 года. А в декабре 2021 года парламент объявил все палестинское исламистское движение ХАМАС террористической организацией, несмотря на то, что ХАМАС управляет сектором Газа.

В попытке компенсировать торговые потери от Brexit, были увеличены продажи оружия правительствам арабских стран Персидского залива.

Тем временем Джонсон, будучи предшественником Трасс в Министерстве иностранных дел, провалил дела Назанин Загари-Рэтклифф , заключенной в тюрьму с 2016 по 2022 год в Иране по обвинению в шпионаже, и Мэтью Хеджеса, в 2016 году заключенного в тюрьму в ОАЭ на семь месяцев также по обвинению в шпионаже.

Излишне говорить, что Британия послушно подчинилась, поскольку администрация оказалась Байдена не способна восстановить ядерную сделку с Ираном.

Самой трагической глупостью британской внешней политики в неолиберальные годы была неспособность оценить огромную культурную мощь, которой обладает Британия.

Правительства тори, в частности, урезали финансирование Би-би-си, снизили образовательные стандарты, особенно в университетах, которые больше не пользуются той всемирной репутацией, которую они когда-то имели, и даже сократили финансирование Британского совета, который должен быть в авангарде любой серьезной политики, которая называет себя Глобальной Британией.

Если где-то и есть место, где Британия по-настоящему заявляет о своем весе, так это в сфере культуры. Вместо того, чтобы цепляться за фалды приходящей в упадок империи США и отпугивать людей, Британия должна пожинать плоды своей огромной роли в формировании современного мира и интереса, который люди разделяют к ее достижениям во многих областях.

Но долгосрочные инвестиции в институты, которые существуют для того, чтобы извлечь выгоду из этого наследия, мало что значат для правящей клики, если для них от этого нет никакой выгоды.

Автор: Эндрю Хэммонд – Andrew Hammond – в настоящее время преподает историю Турции в Оксфордском университете. Ранее работал в Европейском совете по международным отношениям, BBC Arabic и Reuters в Египте и Саудовской Аравии.

Перевод Сергея Духанова

Источник