Введение запрета для граждан с сербскими документами в Косове отложили на 1 сентября

Обновлено в 12:29

Введение запрета для граждан с сербскими документами в Косове отложили на 1 сентября
© BFM.RU

Правительство Косова объявило о решении до 1 сентября отложить введение запрета для автовладельцев с сербскими номерами и документами, из-за чего резко обострилась ситуация на границе с Сербией.

«Премьер-министр Косова Альбин Курти провел встречи с американскими и европейскими международными партнерами. В связи с ситуацией [на границе] правительство Косово обязуется отложить выполнение двух решений с 29 июня 2022 года до 1 сентября 2022 года, когда все баррикады будут сняты и на севере Косово будет установлена полная свобода передвижения», — сказано в заявлении косовских властей. Там также поблагодарили посла США в Косове Джефри Ховениера «за большой вклад» в урегулирование ситуации.

Накануне вечером в местных СМИ появилась информация, что косовские сербы начали сооружать у погранпереходов баррикады, и на место прибыли косовские силовые структуры. В районе города Косовска-Митровице, населяемом в основном сербами, были слышны автоматные очереди и звучали сирены и колокола, как в 1990 году.

Президент Сербии Александр Вучич выступил с обращением к нации и призвал сербов и албанцев не поддаваться на провокации и не допустить конфликта. Премьер-министр непризнанной Белградом республики Альбин Курти обвинил в эскалации власти Сербии и обещал защищать суверенитет Косова.

Угроза очередного обострения — удобная позиция для переговоров о вступлении в ЕС и других сопутствующих вопросах, рассуждает профессор Высшей школы экономики, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина:

Екатерина Энтина профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН «Решение принято не сербскими властями, решение принято Приштиной. После консультации с американцами это традиционный сюжет, который американцы и британцы разыгрывают на Балканах последние десять лет. В целом, с точки зрения событийного ряда, ничего нового. Эскалация, связанная с тем, что Приштина применяет все новые и новые меры, которые свидетельствуют о том, что наращивают свою государственность, не новы, это происходит ежегодно. Через месяц принципиально ничего не изменится, западное сообщество ожидает, что они все-таки сядут за стол переговоров и достигнут приемлемого соглашения по этому вопросу, что неоднократно было по массе других вопросов. Это, безусловно, некоторое давление на сербского президента Александра Вучича, который сейчас завершает формирование нового кабинета после выборов. Месячная передышка нужна самому Вучичу для того, чтобы достичь компромисса с сербами на юге. Сербы понимают, что для них оптимальным вариантом сейчас было бы не достижение окончательного взаимного признания с Приштиной, а наоборот, максимальное оттягивание этого вопроса. И они, как и многие другие, надеются, что со своим самым болезненным национальным вопросом, во всяком случае на уровне населения каким-то образом смогут если не отыграть назад, то заморозить ситуацию или получить в обмен на признание части территории Косова какие-то дивиденды, очевидные либо по Боснии и Герцеговине, либо по самому же Косову. Компромисс может быть достигнут. Есть такой силовой механизм давления, есть механизм давления морковки. Это предложение в очередной раз крупных инвестиций в обмен на договоренности между Белградом и Приштиной. Для официального Белграда это приемлемый вариант, поскольку альтернативный фактически означает самоубийство для Сербии».

Власти Косова планировали перестать признавать сербские документы с 1 августа. То есть сербам, которые захотели бы въехать в частично признанную республику, с этой даты выдавали бы временную справку на срок до 90 дней. Помимо этого, косовские власти хотели запустить перерегистрацию автомобилей с сербскими номерами на номера Республики Косово. Столкновения могут быть, но серьезный характер конфликт принять не должен, уверена научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН) Полина Соколова:

Полина Соколова научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН)«Конечно, на Балканы, на ситуацию вокруг Косова накладывает отпечаток международная турбулентность, связанная с противостоянием России и Запада. Вучич во вчерашнем своем обращении сравнил действия Курти, назвал его маленьким Зеленским, в таком мировом нестабильном состоянии возможно резко дестабилизировав ситуацию на Балканах, [могут] решить такие острые вопросы военным путем. Этот сценарий я не списываю со счетов, хотя большинство экспертов считают, что совершая резкие шаги власти и в Белграде, и в Приштине, лишь повышают ставку для скорейшего продвижения по линии вступления в ЕС, который они ставят своей главной целью. Я считаю, что обострение и вооруженные столкновения возможны и на территории Косова и Метохии, на территории соседних Боснии и Герцеговины, где тоже тлеет серьезный застарелый латентный конфликт. Настолько Балканы включены в политику евроатлантической интеграции, настолько они напичканы международными советниками, что в Косове почти расформирован четырехтысячный контингент под эгидой НАТО. В нынешнем обострении сегодня заявили о том, что они следят и будут участвовать в урегулировании этого конфликта. Все международное присутствие не позволит не только допустить серьезных жертв среди населения, но и перейти конфликту в серьезное военное противостояние».

Москва обвиняет власти Косова в попытке «изгнания сербского населения». Как выразились в российском МИД, «приштинские радикалы» пытаются вытеснить сербов из региона и «преднамеренно идут на обострение». О предыстории конфликта рассказывает руководитель представительства ТАСС в Белграде Павел Бушуев:

Павел Бушуев руководитель представительства ТАСС в Белграде «Косовары с приходом нового премьера Альбина Курти начали потихоньку ужесточать свое отношение к сербскому населению, нарушая достигнутые в 2013 году версальские соглашения. В частности, в прошлый раз они попытались запрещать сербам на сербских автомобильных номерах въезжать на территорию Косова. В прошлый раз эти попытки не увенчались успехом, сербы устроили массовые протесты, и косоварам пришлось отступить. Сейчас попытка нового наступления в этом направлении, кроме автомобильных номеров присоединилась тема сербских документов. То есть если раньше граждане Сербии могли приезжать на территорию своей страны по внутренним сербским документам, сейчас косовары и власти в Приштине пытаются запретить. Изначально Альбин Курти сказал, что вообще не будут пропускать людей по внутренним паспортам, потом он немного отыграл свою позицию, сказал, что будут выдавать при въезде особые миграционные карты. Но больше всего местное сербское население будоражит то, что их пытаются заставить сменить регистрацию своих автомобилей на косовскую регистрацию. Если у тебя, например, с 1 августа автомобильные номера будут не соответствовать так называемым законам Косова, у человека могут отнимать автомобиль, арестовать это имущество и так далее. Естественно, это вызывает огромное возмущение, потому что большая часть сербского населения на севере Косова и Метохии живет зачастую в разъездах между Южной Сербией на север Косова и Метохии. Надо сказать, что еще несколько недель назад президент Сербии Александр Вучич заявил, что с 1 августа ожидаются серьезные обострения в Косове и Метохии, и начал апеллировать к международному сообществу. Но, к сожалению, ни Брюссель, ни Вашингтон не среагировали на эти предупреждения из Белграда, и сейчас мы видим то, что мы видим. То есть когда полиция не признала Косово, начала выдвигаться к КПП на административной границе между автономным краем и Сербией и пытаться заблокировать проезд сербским гражданам, туда начали в ответ собираться стихийные демонстрации сербского населения, которые также стекаются к этим КПП и блокируют в свою очередь работу полиции. Чем это закончится, пока неизвестно, но с другой стороны, глядя на эту ситуацию, надо сказать, что сербам в эти минуты максимально выгоден мир, поэтому Белград и Вучич ни в коей мере не хотят это обострять и пытаются решить ситуацию миром. Косово и Метохию, несмотря на то, что она много лет назад объявила односторонне свою независимость, до сих пор никто не признает в международном сообществе, кроме США и ЕС. Поэтому сейчас, используя сложившуюся ситуацию на Украине, они пытаются преувеличить существующую для них угрозу со стороны Сербии. Приштина заявляла о том, что хочет вступить в НАТО и что вступление в НАТО для них единственный шанс спастись от сербского давления и от угрозы со стороны Белграда».

Президент Сербии Александр Вучич по завершении консультаций в генеральном штабе вооруженных сил заявил, что «для нас чрезвычайно важно, чтобы продолжился диалог, чтобы мы начали решать проблемы мирным путем. Мы будем делать все для того, чтобы утихомирить ситуацию. Сербия победит!»

Западные СМИ происходящее комментируют сдержанно. Издания отмечают, что новые требования по оформлению документов на въезде в Косово зеркально повторяют правила, введенные Белградом для косоваров еще в 2008 году. Сербия, Россия и Китай не признают независимости Косова, США и Евросоюз поддерживают Приштину.