Войти в почту

Дочь профессора или зять миллиардера? Британские консерваторы готовятся определиться с новым премьер-министром

В гонке за кресло Бориса Джонсона, на котором тот пока еще сидит, осталось два кандидата. За пост борются действующая глава Форин-офиса Мэри Элизабет Трасс и экс-канцлер казначейства Риши Сунак. Именно отставка второго запустила каскад событий, положивших конец правительству Джонсона.

Дочь профессора или зять миллиардера? Британские консерваторы готовятся определиться с новым премьер-министром
© BFM.RU

В начале недели политики впервые приняли участие в очных теледебатах. Самым запоминающимся моментом трансляции стало ее завершение: когда Трасс отвечала на один из вопросов о России, ведущая потеряла сознание и упала навзничь за кадром. С журналисткой все в порядке, но продолжать дебаты не стали — тем более что политики успели обменяться мнениями по всем ключевым вопросам. Рассказывает корреспондент Bloomberg Лиззи Берден:

«Во время дебатов они перешли на личности. Кандидаты обменялись колкостями по поводу того, кто где учился и как одевается. А в итоге Трасс вообще сказала, что Сунак объясняет женщинам то, что им и так известно, и это «подарок для лейбористов». Еще нужно помнить, кто здесь избиратель. Голосовать будет узкое меньшинство, около 170 тысяч членов Консервативной партии. Так что нынешние заявления обоих кандидатов направлены на консерваторов, а впоследствии их решения могут быть другими. Есть такое выражение — «агитируешь в стихах, а управляешь прозой». С точки зрения социологии среднему избирателю больше нравится Сунак, но Трасс выигрывает среди партийных консерваторов. Так что у нее больше шансов стать премьером сейчас. Хотя, будь это всеобщие выборы, Сунак выступил бы лучше».

Оба кандидата выросли в обеспеченных семьях. Трасс училась в частной школе, выпустилась из одного колледжа с гендиректором NYT и императором Японии, работала в Shell, затем ушла в политику. Сунак родился в семье врача индийского происхождения, учился в Линкольн-колледже Оксфорда. Потом работал в инвестиционном банке Goldman Sachs и учился в Стэнфорде, где и познакомился со своей будущей женой — дочерью индийского миллиардера, и наконец ушел в политику. При этом во время предвыборной кампании Трасс и Сунак стараются не подчеркивать свое происхождение и позиционируют себя как простых британцев. Как пишет The Guardian, все это выглядит как «классовый косплей».

Учитывая, что оба кандидата только что работали в кабинете, который теперь собираются возглавить, можно ли назвать одного из них предпочтительным для России? Рассуждает генеральный директор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов:

Андрей Куликов генеральный директор исследовательской компании Europe Insight «Риши Сунаку ставят в некоторый упрек то, что он выступал с более осторожных и рациональных позиций, призывая, особенно в контексте разговоров о санкционной политике, всегда обращать внимание на то, какой это будет эффект иметь для Великобритании. В этом смысле Лиз Трасс занимает более жесткую позицию: она призывала даже одно время отправляться воевать за Украину добровольцев, после чего офис премьер-министра вынужден был выступать с опровержением, говоря, что это перебор. Поэтому тут в целом все достаточно предсказуемо и понятно. С Риши Сунаком пока нет такой предопределенности, и за счет этого возможен некий элемент новизны. То есть нельзя говорить о том, что есть какие-то политические предпосылки о пересмотре отношений, о потеплении, о каких-то подвижках — едва ли это сейчас возможно. Но, учитывая, что он все-таки более склонен к пересмотру наследия Бориса Джонсона, есть надежда, что с ним России, наверное, было бы предпочтительнее».

Процедура выборов главы британского кабмина продлится еще чуть более месяца. Членам Консервативной партии 1 августа будут по почте направлены бюллетени, голосование продлится как минимум до конца лета. Кандидат, набравший большинство голосов, возглавит партию и займет кресло премьера. Ожидается, что имя победителя будет объявлено к 5 сентября.