«Москва - это идея»: Главархив Москвы – о памятнике Алексею Толстому

28 февраля 1945 года Совнарком СССР принял постановление № 380 «Об увековечении памяти писателя Алексея Николаевича Толстого». Неделей ранее великий писатель ушел из жизни. Однако памятник установили спустя более чем десять лет с момента принятия постановления. Вероятно, по причине тягот военных лет и сложного послевоенного восстановления страны. Наконец, 9 июля 1956 года Мосгорисполком принял решение «Об установлении памятника Алексею Толстому в г. Москве». Памятник торжественно открыли 3 июля 1957 года в небольшом скверике, расположенном перед храмом «Большое Вознесение», где подолгу гулял сам писатель. Совсем рядом со сквером находится дом Толстого, в котором автор «Петра Великого» проживал в 1940-1945 годах (ныне там расположен музей-квартира).

«Москва - это идея»: Главархив Москвы – о памятнике Алексею Толстому
© Главное архивное управление города Москвы

В годы Великой Отечественной войны писатель выступил автором сотен рассказов, статей и очерков, обращенных к народу и направленных на поддержание высокого боевого духа среди защитников Родины. 

Видный литератор и общественный деятель, лауреат трех Сталинских премий первой степени Алексей Толстой умер в Москве 23 февраля 1945 года на 63-м году жизни. А уже 28 февраля того же года Совнарком СССР принял постановление № 380 «Об увековечении памяти писателя Алексея Николаевича Толстого». Согласно этому документу, автору «Хождения по мукам», «Петра I», «Аэлиты», «Золотого ключика» и других известных книг должны были установить памятник в столице, а также установить мемориальную доску на доме (дом № 2 по Спиридоньевской улице). Кроме того, предлагалось переименовать Спиридоньевскую в улицу Алексея Толстого, издать полное собрание его сочинений, установить именные стипендии для студентов МГУ и Литературного института имени Горького.

 

На основании этого документа Исполком Моссовета 23 октября 1948 года принял решение «О сооружении памятника А.Н. Толстому в г. Москве». 23 мая 1956 года на заседании коллегии Министерства культуры СССР постановили «принять к сооружению в г. Москве памятник А.Н. Толстому, выполненный скульптором Г. Мотовиловым (архитектурное решение проекта Л. Полякова)» и «поручить авторам при сооружении памятника устранить недостатки, отмеченные заседании коллегии».

Местом для установки бронзовой скульптуры был выбран сквер между улицей Герцена (ныне Большая Никитская) и улицей Качалова (ныне Малая Никитская), в непосредственной близости от дома, в котором проживал писатель. Музей-квартира Алексея Толстого расположен во флигеле бывшей городской усадьбы купцов Рябушинских, построенной архитектором Федором Шехтелем, где писатель прожил с 1941 по 1945 год. В качестве запланированного срока установки скульптуры фигурировал четвертый квартал 1956 года. Однако торжественное открытие памятника, как сказано ранее, состоялось только 3 июля 1957 года. На митинге в честь этого события с речами выступили первый секретарь Союза писателей СССР Алексей Сурков, заместитель министра культуры СССР Владимир Сурин, академик Виктор Виноградов, рабочий московского завода «Компрессор» Александр Потапов, генерал-майор авиации в отставке Борис Теплинский и писатель Константин Федин. 

В выборе образа скульпторы придерживались классического представления о писателе. Он, сидит в кресле, в руках у него - блокнот и карандаш. Устремленный вдаль сосредоточенный взгляд писателя отражает вдаль сосредоточенный взгляд писателя отражает беззаветную любовь автора к Родине и страстное желание увидеть светлое будущее нашей страны. 

В чертах скульптуры прослеживается некоторая порывистость, которая скорее бы относилась к молодому литератору. Это можно заметить по прическе, распахнутой одежде и одухотворенному лицу. В чертах писателя заложены творческие воззрения и исключительная вера в народ, в силу, способную противостоять любому врагу.

Сегодня бронзовый монумент Алексея Толстого числится объектом культурного наследия народов РФ федерального значения и служит украшением сквера у Никитских ворот. Памятник писателю является неотъемлемой частью культурного пространства центра столицы.