Сухогруз из Бердянска выявит истинное отношение Эрдогана к России

Судьба сухогруза «Жибек жолы», который привез запорожское зерно в Турцию, остается туманной. По одним данным, судно арестовано, по другим – свободно и лишь ждет, пока не утихнет шторм, чтобы начать выгрузку. Возможно, турецкие власти сейчас просто решают, что им в данный момент выгоднее – арестовать корабль по запросу Киева или разрешить выгрузку, чтобы не ссориться с Москвой.

В течение всего дня во вторник из Турции поступали противоречивые сведения о том, в каком статусе оказался там российский сухогруз «Жибек жолы». Сперва появилось сообщение о том, что турецкие власти

начали

расследование о происхождении зерна, которое привез из Бердянска арендованный российской стороной сухогруз. Турецкие таможенники, утверждал ранее посол Украины в Анкаре Василий Боднар, арестовали судно в порту Карасу по его требованию.

Эрдоган назвал сроки решения проблемы вывоза украинского зерна

Однако в нашем посольстве в Анкаре заявили, что турецкие власти не оповещали о задержании сухогруза. Представитель турецкой таможни в порту Карасу не стал подтверждать или опровергать утверждения украинского посла. Но позднее турецкая печать

сообщила

, что пока никаких официальных решений не принято, Боднар поторопился, вероятно, желая своим заявлением заложить «политическую мину» под данный вопрос. А агентство «Доган» уточнило, что доставленное зерно после разгрузки в Карасу должны перевезти на грузовиках в город Конья в центральной части Турции. После этого в ситуацию вмешались власти освобожденной территории Запорожья.

«Это просто геополитика, игра, потому что Турция не самостоятельна до конца в своей политике», - сказал радиостанции «Комсомольская правда» член главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов.

А сам глава военно-гражданской администрации Евгений Балицкий сообщал об отправке из порта Бердянска первого торгового судна с 7 тыс. тонн зерна на борту 30 июня. По его словам, на отгрузку зерна были пройдены все необходимые процедуры в соответствии с международными стандартами, в том числе получен фитосертификат, сделаны таможенные отметки. Зерно было направлено в Турцию транзитом, денежные средства от покупателя поступили на расчетный счет. Причем, уже произведен и расчет с запорожским фермером, владельцем зерна. Ситуацию было вынуждено прокомментировать даже правительство далекого Казахстана, которому, собственно, и принадлежит «Жибек жолы». Министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев заявил, что власти могут расторгнуть договор с компанией, которая арендовала судно, в случае нарушения правовых норм.

«Жибек жолы» находится в собственности дочернего подразделения компании «Казахстанские железные дороги» – фирмы KTZ Express Shipping.

Ранее судовладелец заключил договор фрахтования судна без экипажа с российской компанией ООО «Грин-лайн» до 30 ноября 2022 года. В свою очередь та заключила контракт на перевозку зерна с Украины в Турцию с эстонской компанией Mangelbert («Мангельберт»). Экономист Иван Лизан

прогнозирует

, что после расследования Турция все же «отпустит сухогруз».

«Турция нуждается в нашем зерне, газе, в последние месяцы турецкие предприниматели приобрели очень серьезные активы в России – они теперь будут контролировать и пивной бизнес, и продажу спортивной одежды, текстиля, и много что еще. Турция очень выиграла от ситуации, создавшейся после 24 февраля. Так что Анкара не будет арестовывать сухогруз и портить с Москвой отношения», – говорит Лизан.

По мнению эксперта, Турция не сможет определить, где именно было выращено зерно, потому что такой же процент протеина (12,5) содержится во французской, американской и российской пшенице. Если даже сухогруз будет арестован, что «то зерно из Бердянска начнут возить в Таганрог, там перегружать и смешивать с российской пшеницей».

«И тогда вообще никто никогда не сможет определить страну происхождения этого товара», – подчеркнул он.

При этом само зерно может предназначаться совсем не Турции, а любой другой стране – хоть на Ближнем Востоке, хоть в Африке, пояснил собеседник. Эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов предположил, что Турция постарается затянуть время, чтобы не испортить отношения ни с Россией, ни с Украиной.

«Для Анкары будет важно, как можно дольше затянуть все это, а в итоге судно уйдет в каком-нибудь другом направлении, либо вернется в порт назначения, если Турция сочтет, что были нарушения в документации», – прогнозирует Семенов.

Востоковед Саид Гафуров убежден, что Анкара примет решение решения о судьбе запорожского зерна руководствуясь чисто внутриполитическими резонами.

«Президенту Эрдогану через год предстоят перевыборы. Возможен вариант, при котором президент решит заигрывать с «западниками – проукраински настроенными избирателями».

В таком случае шансы на арест груза или даже на арест всего судна увеличиваются. Конечно, это будет сделано с санкции суда, по крайней мере формально, однако на деле последние слово все равно остается за Эрдоганом. Любые решения, в том числе внешнеполитические, для Эрдогана сейчас становятся электоральными...

Вообще-то международное морское право – это право сильных, право победителей. Зачем Эрдогану влезать в эту историю с кораблем?

Только если он решит, что ему нужен специальный сегмент голосов и начнет заигрывать с западниками, с либеральными жителями Стамбула», – пояснил политолог газете ВЗГЛЯД.

По мнению замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдана Безпалько, задержание российского судна станет попыткой Анкары понравиться Западу.

«Это жест, который Турция сделала, чтобы угодить Западу или Украине и показать свою лояльность. Через какое-то время наше судно будет отпущено, при этом Турция сделает все, чтобы понравиться Украине и США. Это и предмет торга, и имитация борьбы с Россией», – заявил эксперт РИА «Новости».

Тем временем, к вечеру во вторник голос подал и сам экипаж корабля, – правда анонимно. Один из моряков сообщил

ТАСС

, что судно пока никто не подвергал аресту.

«При процедуре задержания судно заводится в порт под охраной, то есть конкретно под юрисдикцией охраны Турции должно было заводиться, если бы что-то действительно случилось. Задержание не проводилось», – утверждает моряк.

Зайти в Карасу, по его словам, кораблю попросту мешает шторм.

«Судно стоит на якоре, ждут улучшения погодных условий, чтобы зайти в порт и начать выгружаться. В порту вообще никто сейчас не стоит, как бы порт вообще не работает. Рядом с «Жибек жолы» точно так же стоят суда, точно так же на якоре», – утверждает собеседник.

Он добавил, что экипаж состоит из граждан России, на борту находятся 13 человек. Кстати, член экипажа заодно пожаловался и на задержки по зарплате за два месяца, сообщив, что моряки готовят коллективную жалобу по этому поводу.