Войти в почту

Полицейского — к власти. Как Гонконг отметил 25-ю годовщину перехода под юрисдикцию КНР

Торжества по случаю 25-й годовщины перехода Гонконга — бывшего британского анклава — под китайскую юрисдикцию состоялись 1 июля. Для участия в праздничных мероприятиях сюда впервые за последние пять лет приехал с двухдневным визитом председатель КНР Си Цзиньпин с супругой. Кстати, это его первая поездка за пределы материкового Китая с начала пандемии.

Полицейского — к власти. Как Гонконг отметил 25-ю годовщину перехода под юрисдикцию КНР
© ТАСС

Правда, на традиционной церемонии поднятия флагов под звуки гимна на площади Золотой Баухинии (цветок баухинии — символ Гонконга) глава китайского государства не присутствовал. Накануне вечером он вернулся из Гонконга в соседний Шэньчжэнь, где остановился на ночь, а утром вновь приехал сюда на скоростном поезде для участия в торжественном приеме и инаугурации новой местной администрации во главе с Джоном Ли.

Примечательно, что полиция Гонконга впервые отказалась от британского стиля парадного марша и заменила его на китайский. По моим наблюдениям, почетный караул местной полиции на церемонии прошел специально отточенным печатным шагом с высоко поднятыми вытянутыми ногами, характерным для китайских военных, а не прежним принятым здесь церемониальным шагом колониальных британских времен.

Чтобы снизить риск распространения коронавируса, около 2 тыс. гостей и участников праздничного мероприятия за пару дней до его начала находились на режиме карантина в двух прилегающих к выставочному центру отелях. Среди них — чиновники гонконгской администрации, бизнесмены, представители научных, религиозных кругов, а также иностранные дипломаты. Ранее были выявлены случаи заболевания COVID-19 среди двух членов местного правительства. В настоящее время в мегаполисе фиксируется порядка 2 тыс. заражений в день, но ситуация, по заверениям экспертов, стабильна.

Полицейский у руля

Нынешнюю дату Гонконг встречает с новой администрацией во главе с 64-летним Джоном Ли. Этот чиновник, многие годы проработавший в полиции и силовых структурах, при поддержке Пекина победил на состоявшихся 8 мая выборах, где он оказался единственным кандидатом. Ли сменил на высшем должностном посту Кэрри Лам, которая не пожелала баллотироваться на второй срок по семейным причинам. А может, просто устала. Неудивительно, ведь во время пребывания у власти на ее долю выпала целая череда сложнейших проблем Гонконга, связанных с массовыми антиправительственными протестами и погромами 2019 года, а затем — с пандемией.

Ее преемнику предстоит закладывать фундамент для дальнейшего долгосрочного экономического развития региона и усиления его интеграции с материковым Китаем. Си Цзиньпин призвал новые власти региона активизировать усилия в решении социальных проблем, повышать управленческую эффективность, укреплять статус Гонконга как международного финансового, торгового и судоходного центра.

Вместе с тем глава китайского государства пообещал сохранять в долгосрочной перспективе политику "одна страна — две системы", признав ее эффективность, а также сохранять уникальный статус и преимущества Гонконга как моста, связующего Китай с внешним миром.

Политический портрет

Джон Ли до недавнего времени занимал второй по значимости пост — главного секретаря администрации. До июня прошлого года он был главным силовиком Гонконга на посту секретаря (министра) по вопросам безопасности (2017–2021), а до этого много лет служил в полиции (с 1977 года). Как отмечают наблюдатели, власти Китая высоко оценивают его вклад в укрепление национальной безопасности в этом специальном административном районе и восстановление порядка после хаоса 2019 года.

Протестные акции с участием сторонников оппозиции завершились после принятия летом 2020 года закона о защите национальной безопасности. Этот правовой акт, как заявляют в Пекине, направлен на борьбу с угрозами терроризма, сепаратизма, подрыва государственной власти, сговора с иностранными силами и предусматривает в качестве максимального наказания пожизненное заключение. После его принятия радикальные оппозиционные активисты свернули антиправительственную деятельность в автономии. Некоторые зачинщики беспорядков уехали за рубеж, другие стали фигурантами уголовных дел. При усилиях Джона Ли в городе был закрыт ряд оппозиционных изданий, прекращены всякие демонстрации, в том числе в память о жертвах событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года.

Аналитики полагают, что Пекин не случайно сделал ставку именно на такого политика. Бывший офицер зарекомендовал себя как решительный и ответственный деятель, способный эффективно решать проблемы, сохраняя холодную голову и лояльность властям КНР. Теперь его задача — вывести этот сложный регион на путь долгосрочного развития и процветания. Когда как в первом квартале текущего года ВВП Гонконга упал на 4%, на фоне пандемии возросла безработица.

Сам Ли признает, что не имеет опыта в вопросах экономики и финансов, однако создал сильную команду управленцев и намерен активно прислушиваться к мнениям профессионалов. Хотя, надо заметить, ряд чиновников в новом правительстве сохранили свои портфели, в том числе министр финансов Пол Чан.

Новый руководитель заявляет о намерении ориентироваться на "достижение конкретных результатов". В частности, ему предстоит решать глубоко укоренившиеся проблемы, такие как недоступность жилья, социальное расслоение общества, отток молодежи. Вместе с тем Гонконг сейчас сталкивается с усиливающимся давлением на международной арене, связанным с обвинениями Запада в ущемлении автономии, демократических прав, деятельности оппозиции, свободы прессы. Сам Джон Ли с августа 2020 года входит в число китайских политиков, против которых действуют американские санкции. Из-за этого в апреле видеохостинг Youtube удалил его агитационный канал.

Во время своей предвыборной кампании будущий глава региона практически не давал интервью ни китайским, ни зарубежным СМИ. Он лишь сделал несколько подходов к прессе для кратких заявлений. О его личной жизни и увлечениях мало что известно. Так, сам он лишь недавно признался, что является католиком, имеет двух сыновей от разных браков. Окончил колледж в Гонконге, продолжал высшее обучение уже во время службы в полиции, получил диплом Университета Чарльза Старта (Австралия). Владеет английским языком.

"Одна страна — две системы"

1 июля 1997 года после более чем полуторавекового колониального правления Гонконг вернулся в состав Китая по формуле "одна страна — две системы". С тех пор этот "островок капитализма" и крупный финансовый центр стал специальным административным районом КНР, сохранив как минимум на 50 последующих лет (пока по плану до 2047 года) автономию во всех вопросах, кроме обороны и внешней политики.

В течение переходного периода этой территории гарантируется самостоятельность во многих вопросах, неизменность ее социально-экономической системы и "местного образа жизни". За ней сохраняется статус свободного порта (porto franco), отдельной таможенной территории. Гонконг имеет свою денежную единицу, собственную исполнительную, законодательную и судебную (основанную на нормах английского права) систему, а также проводит самостоятельную иммиграционную и налоговую политику.

Этот мегаполис — главный посредник в торгово-экономических отношениях КНР со многими странами. Гонконг остается крупнейшим инвестором материкового Китая и его важнейшим финансовым центром с доступом для международных вкладчиков и одной из крупнейших в Азии фондовых бирж.

Однако с начала пандемии город столкнулся с риском потери этого статуса, оставаясь отрезанным от внешнего мира. Местные власти лишь с 1 мая текущего года сняли запрет на въезд в город иностранцам при условии вакцинации и недельного карантина (раньше пускали только резидентов с 21-дневным карантином). Все это создало серьезные неудобства представителям международного бизнеса, многие из которых стали разворачиваться, например, в сторону Сингапура. Вместе с тем остается закрытой граница с материковым Китаем для бескарантинных поездок граждан. Ее открытие Джон Ли называл одной из важнейших своих задач.

Борьба с антикитайскими настроениями

Власти Китая считают, что ситуация в Гонконге развивается в правильном направлении, а проведенная в прошлом году реформа местной избирательной системы, наряду с законом о нацбезопасности, будет способствовать поддержанию долгосрочной стабильности в регионе. Инициированная Пекином избирательная реформа была нацелена на обеспечение принципа "Гонконгом управляют патриоты". Это означает, что в местном парламенте больше нет места для оппозиции — это подтвердили итоги состоявшихся 19 декабря 2021 года выборов в Законодательный совет. Впервые голосование прошло без участия представителей продемократической оппозиции, что вызвало критику Запада.

Надо сказать, что ранее в своенравном Гонконге с его политически активным населением, готовым отстаивать свои демократические права и свободы при росте популярности оппозиции, иностранные элементы пытались использовать этот уязвимый регион для пропаганды идей сепаратизма и антикитайских настроений. Переносчиком таких настроений в итоге стала гонконгская молодежь, которая не хотела быть идентифицирована с Китаем. Однако за последние два года Пекину решительно удалось устранить эту "занозу" и ликвидировать здесь всякое влияние Запада.

Так, в гонконгских школах начали внедрять программу патриотического образования и просвещения в области нацбезопасности, формировать "правильное представление о национальной идентичности".

Ставка на интеграцию

Усиливая контроль над Гонконгом, центральные власти в Пекине в то же время обещают сохранять основополагающую формулу "одна страна — две системы". Как отметил в своем выступлении на торжественном приеме Си Цзиньпин, этот принцип многократно прошел проверку временем. "Нет причин менять такую хорошую систему, ее нужно поддерживать в течение длительного времени", — подчеркнул он.

Власти КНР также исходят из необходимости, чтобы город укреплял свой уникальный статус и роль моста, связывающего экономику Китая с внешним миром. Представители руководства Китая подчеркивают, что введение закона о нацбезопасности не оттолкнуло инвесторов, а, наоборот, способствовало стабилизации бизнес-среды.

В то же время региону сейчас уготована роль более активной интеграции с материком. Пекин призывает деловые круги Гонконга активнее вовлекаться в развитие страны и использовать возможности, которые для этого дает 14-й пятилетний план социально-экономического развития КНР (2021–2025). В частности, речь идет об усилении интеграции в регионе Большого залива (включает девять городов южнокитайской провинции Гуандун, Гонконг и Макао), который рассматривается как новая перспективная зона ускоренного экономического развития с большой инвестиционной привлекательностью. Участие бывшего британского анклава в этом проекте даст возможности для развития финансовой, авиационной, технологической и других отраслей и позволит им "влиться в общее развитие страны".

С населением 86 млн человек и совокупным ВВП в размере $1,7 трлн, что эквивалентно девятой по величине экономике мира, район Большого залива представляет огромный потенциал для Гонконга и его партнеров. В регионе создается мощная инфраструктура. Четыре года назад был построен крупнейший в мире морской мост Гонконг — Макао — Чжухай протяженностью 55 км. А введение в эксплуатацию в 2023 году третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту Чек Лап Кок еще больше упрочит связи между Гонконгом, материковой частью Китая и остальным миром.

Как подчеркнул Си Цзиньпин, Гонконг с момента своего возвращения "в лоно Родины" преодолел различные трудности и проблемы и "уверенно продвигается вперед". По его словам, город находится на новом этапе перехода от хаоса к порядку и процветанию, а следующие пять лет будут иметь решающее значение для того, чтобы мегаполис "открыл новые горизонты и начал новый взлет".