Войти в почту

Новый политический курс: вечно правая Колумбия пошла налево

Президент США Джо Байден сегодня заявил, что России не удалось расколоть НАТО и G7. Глава Белого дома сам давно и активно пытается собрать антироссийскую коалицию буквально по всему миру. Получается не очень. На этой неделе стало понятно, что вечно правая Колумбия теперь идет налево. Впервые в истории президентом этой латиноамериканской страны стал социалист, и это после 200 лет безраздельного правления проамериканских либералов. Детали у специального корреспондента «МИР 24» Глеба Стерхова.

Новый политический курс: вечно правая Колумбия пошла налево
© Мир24

«Меня зовут Густаво Петро! И я теперь президент!» – провозгласил избранный глава государства.

62-летний Густаво Петро по своей сути больше «комрад», «товарищ», чем «сеньор» или «господин». Как-никак бывший партизан, повстанец. По образованию экономист, в юности зачитывался Марксом и Лениным. Стал членом леворадикальной группировки «М-19», или «Движение 19 августа».

Они были не согласны с выборной системой в Колумбии, проповедовали идеи равенства и братства. Правда, в своей социалистической борьбе ничем не гнушались: ни террором, ни отмыванием денег преступным путем.

«Особенность Колумбии – это очень длительный внутренний вооруженный конфликт, который длился более 60 лет. Партизан было шесть видов, которые еще враждовали между собой», – отметил руководитель Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ Збигнев Ивановский.

Хаос и вражда началась не сразу – помогли извне, более века тому назад.

«В 1903 году под влиянием США, которые предлагали выкупить колумбийские земли. Колумбия не ратифицировала подобного рода договоры и Штаты сделали все, чтобы возбудить там сепаратистские настроения и отделить Панаму от Колумбии», – рассказал гендиректор латиноамериканского Центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской.

С тех пор, Америка с континента ни ногой. Колумбия – их главный союзник. Выбор Вашингтона понятен – это третья по численности страна Латинской Америки.

«По экономическому потенциалу она занимает четвертое место среди стран Латинской Америки, соответственно после Бразилии, Мексики и Аргентины», – продолжает Збигнев Ивановский.

На семи военных базах Колумбии – американские военные инструкторы и гражданские спецы. Все конфликты в стране и с соседями, например, с той же Венесуэлой и попытками свергнуть ее лидера, Уго Чавеса – при поддержке официального Вашингтона.

И мало кто тогда понимал, что весь этот искусственно навязанный кровавый хаос не борьба за власть или территории. Деньги на кону воистину гигантские.

Колумбия много лет – главный производитель кокаина на планете, там две трети мировых посевов его сырья – растения коки. По разным оценкам, от 1,5 до 2 тысяч квадратных километров. Это больше площади всего Санкт-Петербурга, целых шесть таких городов как Минск или 13 Бишкеков.

Колумбийская наркомафия, кокаиновые войны, Пабло Эскобар. Этакий криминальный Робин Гуд, построивший целую империю на торговле наркотиками, но при этом искренне желавший своему народу процветания, пусть и на торговле смертью. За это не понравился американцам и был убит. Его корпорация зарабатывала 60 миллионов долларов в день, а личное состояние – более трех миллиардов. Кроме картеля Эскобара появилось еще несколько крупных группировок, чьих главарей либо застрелили, либо посадили пожизненно. Средних и мелких наркокартелей не счесть, они жестоко воюют между собой. Да и тот, кто попытается помешать их бизнесу будет казнен, вместе с членами семьи.

Появление картелей в 1961-м совпало с возникновением американской организации под названием «Корпус мира». Волонтеры, борцы с неравенством, голодом и насилием.

«На самом деле они, конечно, были американскими разведчиками. Эта организация и у нас в стране действовала в 1990-е годы и была запрещена в 2002-м году. А вот в Колумбии она очень хорошо осела в этих сельских районах. И они стали основоположниками экспорта наркотиков в США. Естественно, все это проводилось в строгом согласовании с властями Штатов», – объяснил гендиректор латиноамериканского Центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской.

В 90-е в кокаиновом бизнесе, так или иначе, занято все население: от высших чиновников, мафиози и олигархов до крестьянского большинства. Кока – главная сельскохозяйственная культура, никакой кофе или фрукты по прибыли не сравнятся.

На один килограмм кокаина уходит 350 килограммов высушенных листьев коки. В Колумбии это по доллару за килограмм. Гонорар на всех «кокалерос» – крестьян, занятых на плантации. Смотрящий от картеля отдаст этот килограмм уже за $800. На перевалочной базе в Мексике он стоит уже $2200, а на границе с США цена взлетает почти до $15 тысяч. Оптовики возьмут его уде по $20 тысяч, а уже потом реализаторы продадут по $122 тысячи за кило. В итоге 35000% добавленной стоимости за то, что просто растет на полях.

«Правительство Колумбии точно так же получало с этого колоссальные доходы. Естественно, делилась этими доходами с Соединенными Штатами Америки, и все были очень-очень довольны. Плохие – все. Вопрос лишь в том, кто хуже», – сказал Лидовской.

В 2016-м местные радикалы подписали шаткое перемирие с местной властью. Движение «М-19» и бойцы ФАРК, это Революционные вооруженные силы Колумбии, частично поменяли свои АК-47 на партийные билеты и депутатские мандаты. Стали бороться с системой, что называется, изнутри. А Густаво Петро – избран мэром столицы, Боготы. В Колумбии это негласно второй человек после президента.

В 18-м пошел на повышение – стал сенатором. При этом вразрез с идеями демократии от США, у Петро совсем другая риторика.

«Есть три яда, которые отравляют Колумбию: это уголь, это нефть и это кокаин», – заявил президент Колумбии Густаво Петро.

Слезть не только с нефтяной иглы, но и от белого порошка отказаться это уж совсем дерзко.

«Я скажу вам, кто он. Он вор, социалист, марксист и террорист», – сказала представитель Конгресса США от республиканцев Мария Эльвира Салазар.

«Сейчас больше не время для обид. Если резюмировать в трех словах, я бы сказал, во-первых, мир, во-вторых, социальная справедливость и, в-третьих, экологическая справедливость», – подчеркнул Петро.

На все про все, чтобы поломать систему «до основанья, а затем» у Густаво Петро всего четыре года. Конституция страны запрещает переизбираться на второй срок. Да и чисто математически – его партийная коалиция «Исторический пакт для Колумбии» ни при каком раскладе не может взять большинство в парламенте. Ему, по-прежнему, противостоит проамериканское лобби.