Войти в почту

Что говорят и о чем договариваются в Давосе? Комментарий Георгия Бовта

Давосский форум хотели провести в январе, но вмешался штамм «омикрон», и встречу отложили на полгода. Это оказало радикальное влияние на повестку. Разумеется, в первый же день слово получил Владимир Зеленский, который в видеообращении к участникам привычно призвал к жесточайшим санкциям против России, включая нефтяное и газовое эмбарго, прекращение вообще всякой торговли, а также отключение всех банков страны от мировой финансовой системы.

Что говорят и о чем договариваются в Давосе? Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Этому выступлению отчасти диссонировала запись в Twitter (заблокирован в России) советника главы офиса украинского президента Михаила Подоляка, который сообщил, что якобы в кулуарах форума представители Запада дают понять, что хотят прекращения огня и договоренностей с Кремлем, чтоб возобновить бизнес с Россией. Повторив, что Украина не разменивает свой суверенитет на то, чтобы кто-то набил свой кошелек.

Подтверждений словам Подоляка, впрочем, нет. Все, что передается в том числе с кулуаров форума, отмечено, как правило, жесткими заявлениями в адрес России, если кто-либо говорит на эту тему. Скорее всего, заявление Подоляка — это пиар-ход в целях снискать еще большую поддержку Украине. Представителей этой страны, в том числе на уровне представителей бизнеса и НКО, на форуме вообще необычайно много. Они напористы в продвижении украинской темы, в том числе пытаясь привлекать инвесторов уже для «послевоенного восстановления».

Впрочем, тема Украины — все же не «моно-тема» нынешнего форума. Его организаторы традиционно стараются формулировать смыслы сразу по нескольким ключевым для мировой повестки направлениям. И хотя форум некоторые пренебрежительно обвиняют в говорильне, как правило, сформулированные на нем смыслы потом находят отражение в решениях на уровне государств и международных организаций.

В этом году в Давосе силами столь мощных аналитических структур, как Лондонская школа экономики, Гарвардский университет, Chatham House (признан нежелательным в России), Институт Брукингса, Кембриджский университет и других было подготовлено и обнародовано более 30 аналитических докладов по всем ключевым для «коллективного Запада» вопросам: от «зеленой энергетики» до оптимизации производственных цепочек, от анализа перспектив глобальной рецессии до сценариев решения продовольственных проблем, от традиционной уже темы бедности и неравенства до обсуждения недопущения зависимости от узкой группы стран в поставках редкоземельных металлов, необходимых для «новой энергетики».

Именно так формируются базовые смыслы так называемой евро-атлантической повестки, которая старается доминировать в мире. В том числе в мировых СМИ, которые затем каждодневно влияют на политику своих государств. В том числе по отношению к той повестке, которую — пока очень и очень робко — пытается формулировать Китай и в чем пока, прямо скажем, не особо преуспел.

Те, кто удачнее формулирует мировую повестку, не остаются в накладе. Согласно очередному докладу британской конфедерации благотворительных НКО Oxfam, совокупное богатство мировых миллиардеров за время пандемии выросло на 5 триллионов долларов. Тогда как, по данным Всемирного банка, число людей, живущих за чертой бедности, выросло с 641 миллиона до 657 миллионов. Зато средний банковский депозит американцев, благодаря щедрым пособиям во время пандемии, увеличился с 400 долларов до 2 тысяч.

Нынешний форум совпал по времени с тотальной распродажей на фондовых рынках. Так что через год будет новый баланс. Впрочем, взгляды на перспективы мировой экономики разнятся. Так, германскому вице-канцлеру Роберту Хабеку видятся сразу четыре кризиса — инфляционный, затем, понятное дело, энергетический, продовольственный и климатический. Глава ЕЦБ Кристин Лагард делает акцент на угрозе голода как порождении военных действий на Украине, говоря, что не видит ему решения.

Лукавит. Вот, например, первый поезд с украинским зерном прошел через подсанкционную Белоруссию в Литву. Может, в этом направлении подумать?

В свою очередь, гарвардский экономист Джейсон Фурман, возглавлявший Комитет экономических советников при Бараке Обаме, считает, что вероятность мировой рецессии сейчас ненамного выше 15% и все не так страшно, ведь все больше людей и бизнесов будут возвращаться к нормальной работе после пандемии. Еще более оптимистичен Маркос Тройо, президент Нового Банка развития, учрежденного странами БРИКС. Он предрекает мощный экономический рост в Китае, Индии и Бразилии. Про нашу страну — соучредительницу банка он умолчал. А рассказать о том, как она преодолевает последствия санкций, в Давосе в этом году некому. Но, может, в следующем расскажут. Ведь из Всемирного форума нельзя исключить навсегда. Можно лишь не пригласить.