Донецк отметил День республики

Сейчас на въезде в Донецк нас встречают плакаты, посвященные Дню республики. На плакатах - цвета республиканского флага на фоне распускающихся цветов сирени, чистое небо, яркое солнце, надпись "11 мая. С Днем республики!" Примечательно, что эти плакаты соседствуют с другими, посвященными Дню Победы. Что по-своему символично, ведь чтобы появилась республика, пришлось бороться и побеждать. А чтобы сохранить республику, борьбу приходится продолжать до сих пор.

Донецк отметил День республики
© Российская Газета

Въезжая в город, замечаем надпись, сделанную большими, видными издали буквами - "Убежище". И стрелку, указывающую, где искать спасение в случае обстрелов. О том, что все серьезно, можно судить по взрывам, которые слышны даже в центре Донецка. Из-за обстрелов в ДНР снова были новые пострадавшие и новые жертвы. Так, 9 мая украинская сторона обстреляла территорию ДНР. По словам уполномоченного по правам человека в ДНР Дарьи Морозовой, с особой жестокостью были нанесены удары по столице, стоившие жизни мирным жителям - женщине и подростку. Еще девять человек, в том числе ребенок, были ранены. Накануне Дня республики украинская сторона обстреляла Донецк из РСЗО "Град" и "Ураган". Всего со стороны Песок и Авдеевки было выпущено около 30 снарядов.

"Средства ПВО перехватили украинские ракеты РСЗО, обломки которых рассыпались в Киевском районе Донецка вдоль проспекта Освобождения Донбасса", - сообщили в штабе территориальной обороны ДНР. Фрагменты сбитых боеприпасов, в частности, упали на территорию Республиканского травматологического центра. В результате обстрела погибли три мирных жителя Киевского района Донецка, ранены пять человек, в том числе 9-летний ребенок. 11 мая началось с новых обстрелов территории республики. В результате в Кировском районе Донецка погиб мужчина. В такой напряженной обстановке приходится отмечать День республики. На улицах из репродукторов звучит музыка, посвященная Донбассу. Но музыкальный фон время от времени нарушают звуки фронтовой канонады.

А о том, как начиналась борьба за суверенитет ДНР, корреспонденту "РГ" рассказал один из инициаторов создания республики, бывший председатель Верховного совета ДНР Борис Литвинов.

- Еще 21 февраля 2014 года в Донецк заехала большая группа украинских националистов. В самом Донецке их было мало, поэтому националистам требовалась поддержка с других территорий. По городу разъезжали машины с украинскими флагами, звучали соответствующие речевки. Поступила информация о том, что националисты намерены повалить памятник Ленину, который является символом Донецка, и мы призвали горожан на защиту памятника. Первыми на площади Ленина собралось около 50 человек самых разных политических взглядов, которые тем не менее смогли объединиться. Потом на площадь приходило все больше и больше людей, - вспоминает собеседник "РГ".

По словам Бориса Литвинова, когда появились националисты, они увидели, что памятник охраняется. Тогда на площадь Ленина заехала "Шкода Октавия" серого цвета. Националисты попытались давить людей, но в машину полетели бутылки, а находившиеся на площади два молоденьких сержанта милиции вызвали подмогу. Появилась милицейская машина, которая догнала "Шкоду". После этого возле памятника круглые сутки дежурили дончане. Там появились палатки, начались митинги. Как отмечают участники тех событий, по сути, защита памятника Ленину стала первым легальным открытым протестом местного населения. Но вскоре возник вопрос, что делать дальше.

- У меня был друг Павел Скакун. К сожалению, он погиб в 16-м году. Мы с ним проводили мозговые штурмы. Он, например, выступал с позиций украинского националиста, а я - с позиций защитника Донбасса. Он излагал свои аргументы, я - свои. Потом менялись ролями. В таких упражнениях позиция сторон выражалась четче, и лучше виделся дальнейший ход событий. Помню, мы сели в 8 вечера и до 9 утра проводили эти мозговые штурмы. Таким образом выработалась стратегия поведения и понимание, что дальше делать. Мы пришли к выводу о том, что нужно собирать съезд представителей территориальных громад, то есть местных советов, съезд народа. При этом мы исходили из конституции Украины, в которой говорилось о том, что источником власти является народ, - рассказывает Борис Литвинов.

Попытки обратиться к местной власти в лице облсовета и заставить ее прислушаться к мнению народа не увенчались успехом. Тогда активисты будущей республики начали готовить народный съезд и попытались вручить представителям облсовета требования народа о сборе экстренного собрания депутатов. Но наткнулись на баррикады, заваренные окна и оцепление из солдат. В тот раз кровопролития удалось избежать.

- Охрана не сопротивлялась. По сути, это были пацаны в возрасте 18-20 лет. А пришли здоровые мужики. Помню, я подошел к майору и говорю: слушай, ведь бойня может начаться. Оно тебе надо? Майор - наш, донецкий, кстати, согласился, что не надо. Да, говорит, сейчас какому-нибудь из пацанов дадут по голове, потом же его мать меня живьем съест. И дает команду: по машинам и в казарму.

Когда выяснилось, что действующая власть не хочет брать на себя ответственность за перемены, было принято решение о создании самостоятельной республики.

- Ночью в 22 часа 6 апреля я еду домой и сажусь за компьютер. Беру за основу устав ООН, декларацию прав человека и право народов на самоопределение. К 8 утра я уже написал декларацию о суверенитете, акт о провозглашении самостоятельности ДНР и постановление съезда территориальных громад, политических партий и общественных организаций, - вспоминает Борис Литвинов.

Потом был референдум… И затянувшаяся на восемь лет война, прерываемая на видимость перемирий с нескончаемыми обстрелами мирных кварталов ДНР и ЛНР. Кстати, в Мариуполе в 2022 году, как и в Донецке в 2014-м, местные жители попытались уговорить солдат ВСУ избежать кровопролития.

- Мы говорили пацанам: сдавайтесь, вы же молодые совсем. А они в ответ: да мы бы и рады сдаться, но за нами командиры следят. И националисты стояли заградотрядом. Их по 5-6 человек было в каждом отделении. Я с одним таким разговаривал. Оказалось, он раньше таксовал во Львове, потом приехал сюда. Зачем? - спрашиваю. Деньги зарабатывать, - честно отвечает он. - Стрельну по Донецку - деньги получу. А если, говорю, тебя убьют? Не, - отвечает, - не убьют, у меня окоп глубокий, - рассказал корреспонденту "РГ" мариуполец Олег, которому, кстати, довелось побывать в застенках СБУ.

При этом националисты из запрещенного в РФ "Азова" попытались насадить в Мариуполе свой праздник, видимо, в пику Дню республики в ДНР.

- 13 июня азовцы отмечали так называемый день "освобождения" Мариуполя от "сепаратистов". Но кроме тех, кого специально свозили на "праздничные" мероприятия, людей там практически не было. Местные предпочитали просто сходить отдохнуть на море. А вообще люди ждали прихода ДНР. Да, боялись националистов, но ждали, - говорит Олег.

Между тем

В самом центре Донецка 11 мая переименовали площадь Конституции возле набережной Кальмиуса. Теперь площадь носит имя Нурмагомеда Гаджимагомедова, который погиб в первый день специальной военной операции. Командовавший своей ротой офицер был тяжело ранен и оказался в окружении. Чтобы не попасть в плен, он подорвал гранатой себя и приблизившихся противников.

Церемония проходила под охраной и довольно быстро, чтобы исключить возможность диверсий и ударов по скоплению людей. Но жители Донецка все же смогли возложить цветы к табличке "Площадь имени Героя России Нурмагомеда Гаджимагомедова".

- Так получилось, что первым Героем РФ, участвовавшим в военной спецоперации, стал гвардии старший лейтенант Нурмагомед Гаджимагомедов. К сожалению, посмертно. Наша задача - помнить о его подвиге. Важно, чтобы героев помнили следующие поколения, - отметил глава ДНР Денис Пушилин.

На церемонии присутствовал и отец героя Энгельс Гаджимагомедов. Он подчеркнул, что погибший сын участвовал в спецоперации не ради славы, а чтобы "остановить врага, который хотел видеть Донбасс в руинах и покоренным".

- Никогда этим планам не сбыться, благодаря таким людям, как вы, и таким воинам, как мой сын, - заявил Энгельс Гаджимагомедов.