Вначале был Петр: откуда пошел Ватикан

Фото: awrence OP, flickr.com

Претензия на знание

По крайней мере, на знание религиозное. Это одна из причин, с которой начались гонения на христиан в Древнем Риме в I веке нашей эры и продолжались до 313 года, пока император Константин Великий не легализовал эту религию. Римские преследования сильно повлияли на развитие христианства и среди прочего сформировали культ святых и мучеников. Это и понятно, ведь последователи Христа не имели официального статуса в Риме, и в первые 200 лет к ним относились с подозрением все жители империи, веками привыкшие славить Зевса/Юпитера, Деметру или Афину. Так что поначалу христиан «гоняла» даже не власть, а простой люд. Бедолагам приходилось прятаться в огромной сети катакомб, которые, как полагают, были то ли остатками римских каменоломен, то ли древними кладбищами (их развалины до сих пор сохранились в Риме). Попытка укрыться неудивительна – были случаи, когда христиан вытаскивали из своих домов и забивали до смерти.

Представители новой религии казались язычникам странными – чего им только ни приписывали: от использования в плохих целях магии до инцеста и каннибализма. Впрочем, смена религиозных доктрин по понятным причинам всегда сопровождается затяжными конфликтами. Правда, христиане претендовали на «особое» религиозное знание, что было нетипичным для античного мира. Представители других религий никогда не настаивали, что только их боги истинные – а у других ложные. В модели христианства Бог только один, остальные в лучшем случае просто бессмысленные идолы, а в худшем – личины дьявола.

В ОБЩЕМ, НАД НИМИ ГЛУМИЛИСЬ КАК МОГЛИ

А еще христиане не считали нужным исполнять религиозные ритуалы, которые предписывал своим гражданам Рим (например, совершать жертвоприношения и поклоняться римским богам). Отказывались они считать богами и римских императоров, хотя это было частью политической системы древних римлян. Когда же к делу подключилась и централизованная власть, то у христианских «жрецов» стали отнимать имущество, казнить и отправлять в ссылку даже жен. В общем, над ними глумились как могли.

Святой Петр. Фото: Neil Holmes, bridgemanimages.com

Тогда же, еще в I веке, это прочувствовал на себе и один из ближайших учеников Христа, апостол Петр (кстати, наш город назван не в честь царя-реформатора, как многие полагают, а в честь его небесного покровителя – Святого Петра). Пока, в конце концов, не был, как и его учитель, распят на кресте (но только вниз головой). Такой вид казни он якобы выбрал сам, так как считал себя недостойным умереть смертью Христа, распятого вверх головой.Согласно христианским преданиям, могила апостола находится на территории современного Ватикана – на этом месте сначала при императоре Константине Великом построили базилику, а потом – собор Святого Петра. Косвенно об этом свидетельствуют и археологические раскопки, проведенные здесь с 1939 по 1949 год, – под самой крупной исторической церковью в мире и в самом деле нашли древнее римское кладбище.

Позже выяснилось, что к одной из этих могил относились с особым почтением уже в I–II веках. Неудивительно, что в 1968 году папа Павел VI торжественно объявил, что могилу Петра можно считать найденной. Хотя ученые, конечно, сомневаются в этом до сих пор (конкретных следов могилы под первоначальной базиликой нет, зато есть сомнения в том, что тело чужеземца Петра возвратили христианской общине – обычно таковые бросали в Тибр). Так это или нет, но история Ватикана начинается с первого папы – Святого Петра.

Ватиканский холм и Цирк Нерона (он был построен Калигулой в садах Агриппины как частный ипподром для колесничных состязаний). В IV в. северная сторона цирка была разрушена, чтобы освободить место для первой базилики Св. Петра. milestonebooks.de

А после того как в 326 году Константин возвел над предполагаемой могилой апостола христианскую базилику, окрестности стали заселяться. Ведь подобный поступок императора означал «легализацию» христианства в Древнем Риме (чуть позже, в 380 году, оно стало официальной религией империи). Интересно, что до этого на месте будущего Ватикана были пустырь и болота (и тот самый холм, на котором по преданию распяли Петра) – тут фактически никто не жил, так как оно считалось священным: разве что император Клавдий проводил здесь религиозные игры.

Старцы идут во власть

Ну а дальше пророки постепенно уступили место епископам, а те, в свою очередь, со временем становились настоящими управленцами: они брали в свои руки земли и управляли ими. Власть превратилась в культ, а все, что было связано с Церковью и ее служителями, считалось христианским таинством. То же самое касалось церковного имущества. Все оно принадлежало Богу и точка.

Появилась иерархия – во главе стоял епископ, который был и пастырем, то есть, согласно христианскому учению, «пастухом», а его подчиненные и прихожане – «паствой», или «стадом». Церковь стала собирать налоги на свое функционирование. Христианских общин к тому моменту на всем Апеннинском полуострове и его окрестностях уже было много, но главенствующую роль взяла римская, именно та, которую, по преданию, возглавлял Петр. Его преемники и стали самыми главными епископами – папами.

Поначалу власть их была церковной, но постепенно стала и мирской – папы жаждали всех преимуществ стандартных светских правителей, имеющих свои земли и крестьян. Хотя не совсем стандартных – помимо имущества простого люда, они владели и их умами. Может быть, поэтому крестьяне периодически бунтовали. Для подавления волнений папы даже создавали военные отряды, то и дело обращаясь к франкам за военной помощью.

Но кое-что от такой власти народ все же получал. Например, крестьянин, впавший в крайнюю бедность, мог обратиться за помощью к Церкви, и ему действительно помогали. Правда, при одном условии – свой земельный надел он должен был передать в церковную собственность, а после смерти человека земля и вовсе уходила в вечное и безвозмездное пользование епархии. Такая вот церковная «ипотека».

Те же, кто побогаче, передавали имущество просто так – чтобы обеспечить себе жизнь вечную в ином мире. Свои земли дарили даже целые страны! Причем не только в Италии, но и в Азии, Африке и Галлии (территория современных Франции, Бельгии, Швейцарии, Нидерландов, Германии и других государств). Неудивительно, что епископы стремились стать настоящими главами стран, а не только их «духовниками».

А папа Николай I Великий, занимавший свой пост с 853 по 867 год, даже продвигал идею о том, что понтифики имеют божественное происхождение. Кстати, начало папскому государству было положено за сто лет до него – в 752 году, когда король франков Пипин Короткий подарил очередному понтифику Римскую область и часть города Равенны с Катаньей в придачу. А потом Церкви дарили еще и еще…

ТАКАЯ ВОТ ЦЕРКОВНАЯ «ИПОТЕКА

Земельные войны

В результате в 756 году образовалась Папская область, которая в лучшие времена (в XIII веке) простиралась от западного до восточного побережья Италии и насчитывала более трех миллионов жителей (огромная цифра для европейского Средневековья). Впрочем, территория этих земель менялась постоянно от слова совсем. Земли понтификам то дарили, то забирали обратно, а иногда даже предоставляли в пользование территории, которые еще не были завоеваны! Сами «святые отцы» были не лучше – нередко они претендовали на то, что им не дарили вовсе. Владения их часто были территориально разорваны – не граничили друг с другом. Такая чехарда имела столь серьезные масштабы, что точные границы папских земель в VIII–IX веках неизвестны до сих пор.

pages.uoregon.edu Папа Иннокентий III. Один из самых могущественных и влиятельных средневековых пап. Отстаивал идею главенства папы над королями. commons.wikimedia.org Папы, как и всякие нормальные правители, стали вести войны и бороться за власть с последними, стремясь сделать верховным правителем не светского главу, а духовного. Они вмешивались в назначения императоров и королей, сами же стремились к свободе от иных правителей. И, кстати, получили ее.

Правда, лишь в 1274 году, когда король Германии Рудольф Габсбург наконец официально признал независимость Папской области от императоров Священной Римской империи. Уже через год, впрочем, папе Николаю III пришлось доказывать права государства на суверенитет ожесточенной войной. Зато после этого территории папской страны расширились до Адриатического моря и включали Римский Дукат и Романью, которые, несмотря на все перемены в сложной судьбе экс-Ватикана, оставались при нем аж до 1859 года. Правда, во время так называемого «авиньонского пленения» пап в 1309–1377 годах понтифики фактически утратили контроль над своими землями, так как государство пребывало в состоянии феодальной раздробленности, характерной для Средних веков. Это был первый и единственный случай в истории, когда папы жили не в Италии, а во Франции – в коммуне Авиньон.

Несмотря на громкое название – 68-летнее пребывание пап во Франции мало напоминало реальный плен – скорее, сотрудничество епископов с французскими королями. Понтифики жили в роскошном дворце, который до сих пор сохранился в Авиньоне. Чтобы вернуть пап в Рим, понадобилось много денег, изрядно сдобренных ловкой дипломатией. А потом – борьбы пап между собой…

Ох, уж этот Наполеон!

Подобные скандалы, а еще деспотичное управление понтификов, разорявших страну и задерживавших ее развитие, постепенно дискредитировали институт папства и в глазах общественности, и в глазах руководства стран. Это способствовало упадку морального авторитета Церкви и, в конечном счете, разделению христианского мира на католиков и протестантов. Вовремя подоспела и Великая французская революция, деятели которой вовсе не жаждали слушаться «старорежимных» пап.

Одним из таких «ослушников» был Наполеон Бонапарт. В начале XIX века он упразднил Папскую область (она стала частью Итальянского королевства), папа Пий VII был вывезен из Рима, а церковное имущество изъято в пользу государства с целью погашения его долгов.

ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ, КОГДА ПАПЫ ЖИЛИ НЕ В ИТАЛИИ, А ВО ФРАНЦИИ

Папский дворец, Авиньон, Франция Фото: JeanMarc Rosier, rosier.pro

За свое богоотступничество, впрочем, Наполеон был «наказан»: его, как известно, ждало поражение, после которого свергнутый, но не сломленный Пий VII вернулся в Рим и восстановил папское государство. Правда, злоключения страны на этом не закончились – сначала на него совершал набеги наполеоновский маршал Иоахим Мюрат, потом его ждали период экономического упадка, эпидемия холеры и голод.

Папские зуавы. Воинское формирование, которое было сформировано в 1860 г. для защиты Папской области. Иллюстрация: Camillo Viviani, commons wikimedia.org Серия революций 1848–1849 годов в Европе добила Папскую область. И снова тяжесть революционных ударов принял на себя папа по имени Пий – только IX, который бежал в итальянский город Гаэту. Папскую область опять то восстанавливали, то упраздняли – сначала французские войска, а затем – и само народное движение, свергнувшее папское правительство. Армия папы была разбита, а в его владения отныне входили только Рим и ближайшие окрестности.

Причем здесь Муссолини?

После десятка лет очередных военных «препирательств», в 1870 году, Папская область приказала долго жить. На этот раз навсегда. Весь Рим, кроме пресловутого Ватиканского холма и его окрестностей, перешел под контроль Италии, став ее столицей. И еще почти 60 лет статус Святого престола оставался нерегулируемым.

У этого периода даже есть свое название – «римский вопрос»: политическое противостояние между итальянским правительством и папами, по-прежнему считавшими себя претендентами на светскую власть и «пленниками» в «своем» государстве. Они даже избегали покидать область Ватиканского холма и давать традиционные благословения на площади Святого Петра (ведь она находилась на территории Италии).

Б. Муссолини и кардинал – государственный секретарь П. Гаспарри – подписывают Латеранские соглашения, 1929 г. bigenc.ru Точку в римском вопросе поставил не кто иной, как Бенито Муссолини. Летом 1927 года между итальянским диктатором и папским престолом начались переговоры, которые закончились спустя три года и 110 заседаний. Итогом стали знаменитые Латеранские соглашения – по одноименному названию дворца, в котором были подписаны.

Это случилось 11 февраля 1929 года. Муссолини закрепил за Священным престолом 0,44 квадратных километра территории Рима, расположенные на том самом холме, где был распят апостол Петр. Тогда же и родилась крошечная страна с большой историей – Ватикан.