о значении визита президента в Москву для предстоящих выборов во Франции

«На правом предвыборном фланге один за другим все призывали к диалогу с Россией, отвечая на истинные настроения простых французов. Они ведь по большей части не хотят потрясений и войны. Никто этого не хочет в нормальном мире. И тут Макрон своим визитом в Москву виртуозно бросает атомную бомбу в стан противников по выборам. Он не только высказывается за диалог, но едет, встречается, говорит долгих шесть часов и одним махом якобы решает все проблемы».

Не перестаю удивляться тому, как по-разному подаётся суть происходящих в мире событий и процессов в различных странах. Всё шире кажется та пропасть, которая разделяет нас с нашими коллегами по цеху даже из той же Европы. Адекватное восприятие, понимание, вдумчивость и анализ — всё чаще удел тех, кого просто не пускают в мейнстрим. За редким исключением, коим можно назвать того же Мэттью Ли. Вообще адекватность, кажется, куда-то исчезает как класс.

Вот так смотришь на экран и видишь экспертов, которые в самой теме толком не разбираются, не читают документы, не копают, не роют. Они, как роботы, повторяют одни и те же заученные фразы, написанные как под копирку кем-то, кто вдохновил Барри Левинсона на его культовый фильм про медийные манипуляции. Есть на французском экране люди в возрасте, который по идее должен придавать им не только солидности и веса, но ещё и профессионального опыта. Но чувствуется, что они застряли где-то во временах холодной войны или распада СССР. С тех пор в регионе не были, читали и слушали только сами себя, от того и стереотипное шаблонное мышление зацементировалось обо всём, даже о той же Москве.

Я глазам своим не поверила, когда целый политический обозреватель французского новостного канала Улисс Госсе появился на экране в том, что французы в студии с интересом разглядывали и назвали shapká с ударением на последний слог. Хорошо, что не ушанкá. Высокая, чёрная, мохнатая. Полное ощущение, что внизу лапти, поверх них валенки, а на заднем плане вот-вот появится пьяный медведь. Ладно бы в Сибирь в минус 50 приехал, утеплился. Но в Москве на улице ноль градусов было. Зачем весь этот маскарад? Чтобы показать, что он в глухую деревню на санях в трескучий мороз заехал? Ну глупость же несусветная.

Я понимаю, что господин Госсе работал в конце 1980-х в Москве корреспондентом, но времена ведь изменились, страна уже другая, столица вообще загляденье. По качеству жизни и уровню развития инфраструктуры Москва — лучшая в мире и обошла между прочим тот же Париж, где в одном районе токсикоманы на улицах валяются, в другом засилье нелегальных мигрантов, в метро всё разбито и пахнет мочой. Не мы себя лучшими назвали, так решили в ООН. Так к чему все эти шапки мохнатые? Тот же Макрон спокойно гулял по снегу в пальто и ботинках уже ночью после переговоров, без всяких головных уборов.

А послушать их рассуждения? В России, оказывается, «санитарная паранойя», с усмешкой говорили они же в студии того же канала. Потому что несколько тестов нужно было сделать делегации и прессе для освещения переговоров. Вах, какой кошмар. Это говорят журналисты из страны, где по 300—400 тыс. новых больных в день и смертность больше 400 человек в сутки. Над чем тут смеяться? Это общая беда. И вот такой подход — надменно-самоуверенно-глупый — у них во многом.

На том же карикатурно низком уровне и понимание ситуации на Украине. Они спокойно рассказывают о том, как европейские страны шлют оружие в Киев, и тут же обвиняют в дестабилизации Россию. У них не ёкает. Скажите мне, когда-нибудь накачивание одной нестабильной страны оружием приводило к миру? Есть такие примеры? Это оружие потом ведь не испаряется, оно оседает или используется так или иначе. И ведь уже есть примеры применения его против людей в Донбассе. Да и потом они сами же, западные журналисты, снимают репортажи, где прямо на их глазах расстреливают жителей по ту сторону разграничительной линии. Это вообще что? Это как? Это опять Россия виновата?

В той же извращённой логике поданы и итоги визита французского президента в Москву. Макрон остановил войну, на пороге которой стояла Европа, если вы ещё не в курсе. Неважно, что фактических результатов пока никаких. Неважно, что это пока только попытка заставить Киев выполнить то, под чем он подписывался семь лет назад.

И совсем неважно, выйдет ли из этого визита какой-то реальный толк. В глазах французского зрителя Макрон — единственный политик в Европе, способный и разрубивший этот гордиев узел. Так об этом пишет пресса.

Да что там, он — единственный, кто рискнул приехать в логово к «медведю». Вот вам один из заголовков: Макрон на передовой перед Путиным. Фотографии все как одна подобраны мужественные, с уверенным, сосредоточенным, серьёзным лицом. Его предложения должны начать новую эру в Европе. Он поведёт её за собой. Потому что немецкий канцлер Шольц — слабый, сомневающийся, над ним довлеет труба, а руки Франции якобы ничем не связаны. Хотя всё это очень спорные положения. Ну да не о том речь.

На выходе с пресс-конференции в Киеве Макрона вновь спросили о его президентских амбициях, пойдёт ли он на второй срок. И хотя времени до выборов осталось совсем мало, все необходимые подписи мэров и других избранных лиц для этого уже собраны, команда постаралась, даже при том, что официального вступления в гонку нет. Хитро улыбаясь, Макрон ответил, что как-нибудь над участием надо будет подумать. Фраза тут же попала в топ французских новостей. И все с пониманием кивали, мол, да, у него сейчас такая важная и сложная задача — принести мир в Европу, спасти её, некогда ему думать о таких мелочах, как выборы. Но на деле это совсем не так.

Для его рейтинга эта поездка — важнейшая, даже если на выходе толку будет мало. Французов все последние недели зомбировали, пугали, накачивали тем, что Россия вот-вот нападёт на Украину и развяжет общеевропейскую войну. Люди были взволнованы, только об этом и говорили. Встречу с Блинкеном в Женеве французские журналисты подавали так, будто это американцы пытаются спасти Европу от войны. Какие российские опасения, какие гарантии безопасности, вы о чём? Всё крутилось вокруг мнимого неминуемого нападения. И вот у американцев не получилось, а Макрон в одиночку смог остановить всё это безумие. Так представили дело французам.

Отсутствие конкретных итогов тоже подают как победу. Будто Макрон создал ситуацию, когда будут идти консультации, переговоры, значит, пушки будут молчать, значит, он смог предотвратить войну. (Хотя, повторюсь, не он предложил переговоры, не о том они идут и не молчат пушки — ОБСЕ ежедневно фиксирует нарушения на линии соприкосновения, да и обстрелы Донбасса никто не прекращал.) За этот мир, вымышленный, нарисованный, ему теперь многое могут простить. И повышение цен, и санитарные провалы, и «жёлтые жилеты». Всё померкло. Померкло вместе с высказываниями оппонентов Макрона, которые часто обвиняли его в двуличии.

Он ведь регулярно ратовал за переговоры с Москвой, а потом тут же говорил о санкциях и принимал их всем европейским миром на саммитах. На правом предвыборном фланге один за другим все призывали к диалогу с Россией, отвечая на истинные настроения простых французов. Они ведь по большей части не хотят потрясений и войны. Никто этого не хочет в нормальном мире. И тут Макрон своим визитом в Москву виртуозно бросает атомную бомбу в стан противников по выборам. Он не только высказывается за диалог, но едет, встречается, говорит долгих шесть часов и одним махом якобы решает все проблемы.

«Мужик» — сказали бы у нас. «Мужик» — решит простой француз. И никто из французских СМИ не посмеет этому перечить. Меня спрашивают, а зачем оно нам? Нам тоже войны не нужно. Так что пусть Макрон пиарится, не жалко, возможно, ещё и полезно будет. А вдруг сопутствующими потерями (collateral damage) от этого станет хотя бы частичное разрушение гранитного бокса, в который зарыты Минские соглашения. Чем чёрт не шутит.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.