Иллюстрация: Abdur Razzaq, vecteezy.com

Казалось бы, если судебная система – один из атрибутов государства, то и своим появлением она обязана ему. На самом же деле потребность в справедливом суде стала одной из причин создания государства. Среди всего того, что сегодня отличает наше общество от первобытных предков, стремление к мирному решению конфликта – одна из важнейших вещей. Есть несколько версий появления традиции обращаться к судье «Ваша честь». По одной из них, это сокращенный вариант обращения в римском праве: «Ваша честь и совесть ответственны за вынесение справедливого приговора». Первобытное общество: все равны перед обычаем В первобытном обществе регулирующую функцию выполняли обычаи, и этого было достаточно: главными ячейками общества были род и племя, личная собственность отсутствовала, все делилось поровну. Власть уже была, но пока потестарная – ее представляло родовое собрание, старейшины или вожди: люди, избранные сородичами, но по сути не обладающие привилегиями и питающиеся из того же котла. Поведение и отношения в таком обществе регулировались моральными и этическими нормами, усвоенными от предков. Постепенно их стало недостаточно, потому что общество превращалось в сложную структуру. Иллюстрация: macrovector, freepik.com Если когда-то все были собирателями и охотниками, то со временем появились скотоводы, земледельцы, ремесленники и купцы. Люди приобретали новые навыки, развивали культуру, накапливали имущество и имели уже более разносторонние интересы, чем их предки в древних племенах. Началось деление на классы, которые были не равны друг другу, и одних лишь моральных требований стало недостаточно, чтобы контролировать чье-то поведение, особенно того, кто стал «равнее» других. Потребовались особые правила, нормы права, регулирующие отношения между людьми, и некая организация, которая следила бы за их соблюдением, разрешала конфликты и вершила правосудие, применяя силу и принуждение, когда это было необходимо. Так появилось государство. Древний Египет: фараон против мятежа В Древнем Египте воплощением закона был фараон, посредник между богами и людьми, наделенный практически неограниченной властью – номинально: его правой рукой, которая реально управляла государством (не считая армии), был чати. Он выполнял роль и верховного судьи. Первым уровнем египетского правосудия считались суды номов – своеобразных областей. Чаще всего такие суды разбирались с имущественными и финансовыми делами, решали споры о наследстве или земле. Уголовные преступления рассматривали суды более высокого уровня: «Шесть великих палат», а всей судебной системой руководил Высший суд, включающий 30 судей. Пересмотреть его решение мог только фараон, он же участвовал и в самых громких судебных процессах. Самыми тяжкими преступлениями в Древнем Египте были заговоры, мятежи и прочие посягательства на государственный строй – в таких случаях наказание нес не только преступник, но и вся его семья. Сплоченность общества была для египтян частью вселенского порядка, а значит человек, покусившийся на нее, совершал преступление против всего народа. Неважно, кем он был – хоть приближенным самого фараона, измена каралась жестоко. Так произошло, например, с заговорщиками против Рамсеса III, которого задумала свергнуть одна из жен. Она заручилась поддержкой всего гарема и 22 могущественных сановников, но это ей не помогло: за убийство фараона всю компанию лишили имен, а затем заставили наложить на себя руки или казнили. Доказывая чью-то вину, можно было использовать свидетельские показания и клятвы, а если сведений не хватало, их выбивали из людей палками. Принимая решение, судьи опирались на обычаи и традиции, не всегда строго следуя букве закона, – а законы в Египте уже были. По легенде, появились они благодаря богу Тоту, который вручил их первым жрецам. Серьезные преступления карали пытками и смертной казнью, за менее тяжкие избивали, отдавали в рабство или заключали в тюрьму, также можно было отделаться денежным штрафом – даже за убийство, если удавалось доказать, что оно было непредумышленным. А вот за убийство священного животного или прелюбодеяние с замужней женщиной вполне могли вынести смертный приговор. Иллюстрация: upklyak, freepik.com В Древнем Египте подсудимым мог стать не только живой, но и мертвый человек. За кражу, как правило, полагался штраф: если вор позарился на частную собственность, то должен был возместить ущерб в трехкратном размере, а если на государственную, штраф возрастал в 180 раз. Чиновников за коррупцию лишали должности и всех привилегий, приговаривая к сельхозработам (если у них не получалось откупиться, что вообще-то происходило сплошь и рядом). Вавилон: «царские суды» В древнем Вавилонском государстве функции суда тоже выполняли чиновники разного уровня (судебные исполнители) и царские наместники. На местах, в общинах, суд вершили советы старейшин или коллегии общинных судов, которыми руководили рабианумы (председатели). В крупных городах работали «царские суды», которые подчинялись правителю. Царя при этом нельзя было назвать высшей инстанцией (хотя он мог помиловать осужденного на смертную казнь), он не отменял приговоры – мог только перенаправить их на перерассмотрение. В «царских судах», помимо судей, работали их помощники, приставы, судебные исполнители, гонцы и хранители архива. Иллюстрация: valadzionak_volha, freepik.com Формальные доказательства в Вавилоне не применяли: судья выслушивал объяснения сторон, сам их оценивал и выносил решение в соответствии со своими представлениями о справедливости. Частью судебных полномочий обладали храмы: жрецы засвидетельствовали клятвы и законность сделок, а также проводили «божий суд» – ордалии. Развитие вавилонского права произошло в эпоху царя Хаммурапи, составившего собственный кодекс – о нем вы можете прочитать здесь. В это же время в Вавилоне появилась сильная центральная власть с судебными инстанциями, уже не зависящая от жрецов, и верховным судьей стал царь. Древняя Греция: присяжные и третейский суд В отдельную ветвь судебная власть оформилась в Древней Греции, на родине демократии. Хотя и там изначально суд вершил правитель при поддержке совета старейшин. Со временем судебные функции постепенно переходили к народу. Появился ареопаг (верховный суд), который судил самые жестокие преступления (убийства, нанесение увечий), эфеты – коллегии, которые занимались непредумышленными убийствами, диэтеты – мировые судьи, коллегия одиннадцати, чьей обязанностью был надзор над тюрьмами и исполнением приговоров, коллегия исагогов из пяти человек, которая рассматривала финансовые и имущественные споры, и еще многие другие должности. Одной из главных судебных инстанций был суд присяжных, он же дикастерий, участником которого мог стать любой гражданин старше 30 лет. До начала VI века до н. э. дикастерий только рассматривал апелляции, поданные в ареопаг, но постепенно его полномочия расширились. Состав присяжных избирался с помощью жребия на год и включал огромное количество людей – до 6000. Это была своеобразная гарантия честности – попробуй подкупить несколько сотен человек! Иногда весь этот список участвовал в рассмотрении дела, но обычно делился на несколько палат. Дела рассматривались так: присяжных знакомили с обстоятельствами, стороны высказывали свои доводы, в конце все голосовали не совещаясь – на все про все один день. Иллюстрация: rawpixel.com, freepik.com В Древней Греции началась история третейского и международного суда. В мифах герои и боги тоже решают свои споры с помощью посредника, а дедушке Персея, царю Аргоса Акрисию, даже приписывалось создание Дельфийской амфиктионии – союза племен, одной из функций которого было решение межгосударственных конфликтов. Таких амфиктионий у греков было несколько. Конфликты касались в основном территорий – земли в Греции не хватало, так что полисы с общими границами постоянно нуждались в независимых судьях, которые помогли бы решить спор. Иногда такие судьи требовались внутри города, и тогда приглашались чиновники из другого полиса. Заключались и специальные соглашения: например, Спарта и Аргос договаривались о том, чтобы передавать свои споры на арбитраж. Если кто-то не подчинялся требованиям такого суда, это вполне могло вылиться в военные действия. Греческую дипломатическую практику позаимствовали римляне, а в будущем она стала основой института международного суда. Древний Рим: публичность и красноречие Суд в Древнем Риме (в тот период, когда уже сформировались определенные правила судопроизводства) был публичным мероприятием. Судьи приносили присягу, потом начинались выступления: истец выдвигал обвинение, ответчик защищался (самостоятельно или с помощью профессиональных ораторов), затем давали слово свидетелям, задачей которых было не дополнить информацию по делу, а похвалить истца и ответчика, рассказать, какие они замечательные люди в обычной жизни. После этого судьи отправлялись на совещание и голосовали. Если оказывалось, что доказательств для оправдания и осуждения недостаточно, назначался новый суд. Помиловать человека, осужденного за уголовное преступление, мог император. Иллюстрация: eightonesix, freepik.com Любопытно, что в Древнем Риме появился прообраз современной адвокатуры. Хотя ораторы, помогавшие защищаться обвиняемому, были и в Древней Греции, именно в Риме начали формироваться специальные коллегии адвокатов – advocati, которые работали при судах. От таких специалистов уже требовалось знание права, а не только красноречие, как от коллег-предшественников, и их услуги стали оплачиваться деньгами (а не почестями, как прежде). Византия: зарплаты и формуляры Византийская империя стала наследницей Римской, переняв и некоторые особенности судопроизводства. Но в нем появились нововведения, важные и для мировой истории суда. Во-первых, судебным чиновникам стали назначать жалованье – прежде они жили на взносы, которые делали тяжущиеся в пользу суда; сумма назначалась произвольно. Больше похоже на узаконенные взятки, и зарплаты судьям должны были стать началом искоренения этой практики. Во-вторых, судебный процесс в Византии стал либеллярным, то есть письменным на всех этапах. Все заявления, возражения, свидетельские показания, решения заносились в специальные формуляры, для составления которых потребовался новый персонал. В-третьих, правосудие стремилось к «экономии», то есть компромиссу: на любом этапе стороны могли прийти к мировому соглашению. Древний Китай: донос и откуп В Древнем Китае довольно рано стали вводиться элементы розыскного процесса. Расследование, которое вел специальный чиновник, начиналось после жалобы потерпевшего или доноса третьего лица. Доносы поощрялись и вознаграждались (чем тяжелее преступление, тем выше награда), а клятва считалась не менее весомым доказательством, чем свидетельские показания или вещественная улика. Высшей судебной инстанцией был император, на местах судебные функции возлагались на администрацию. Иллюстрация: macrovector, freepik.com Наказывали древние китайцы с выдумкой: например, в эпоху Чжоу (с 1045 года до н. э. по 221 год) за 1000 разнообразных провинностей делали клеймо на лице, еще за 1000 – отрезали нос, за 500 – лишали ног, за 300 – кастрировали или отдавали в рабство, за 200 – отрубали голову. На фоне этого палки и плеть кажутся легкой расплатой за содеянное. Кстати, расплатиться можно было и деньгами – буквально откупиться от наказания. Уже в начале ХХ века, в последние годы династии Цин, традиционное китайское право стало перенимать западные черты – через японскую модель германского права. Интересно, что именно Япония после двух веков самоизоляции стала первой азиатской страной, которая начала модернизировать свою правовую систему по французскому и немецкому образцам. Сегодня судебная система Японии – причудливая смесь современных и архаичных черт, при этом не лишенная определенных достоинств. Если задуматься, так можно сказать о любой судебной системе, что отражает всю трагичность и сложность этой стороны человеческой цивилизации: неискоренимость конфликта и необходимость его разрешить.