В Казахстане с ключевых постов продолжают увольнять людей из окружения Назарбаева

Обновлено в 14:23

В Казахстане с ключевых постов продолжают увольнять людей из окружения Назарбаева
© BFM.RU

В Казахстане с ключевых постов увольняют людей Нурсултана Назарбаева. С поста первого заместителя главы Комитета нацбезопасности Казахстана снят племянник Назарбаева Самат Абиш. Ранее сложили полномочия три его зятя. Супруг младшей дочери Димаш Досанов ушел с поста генерального директора госкомпании «Казтрансойл». Муж средней дочери Тимур Кулибаев сам заявил, что сложил с себя полномочия главы президиума нацпалаты предпринимателей «Атамекен». Второй муж старшей дочери Назарбаева Кайрат Шарипбаев оставил пост председателя правления национальной компании QazaqGaz (бывший «Казтрансгаз»).

Сама же дочь Назарбаева Дарига 12 января не пришла на заседание парламента. В ее пресс-службе сослались на больничный. Президент Касым-Жомарт Токаев увольняет тех, кому не доверяет, говорит казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков (Алма-Ата) Досым Сатпаев:

Досым Сатпаев казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков (Алма-Ата) «Скорее всего, Назарбаев сейчас находится в тяжелом состоянии с точки зрения здоровья, что дает Токаеву перехватить инициативу, и он уже начинает активно чистить внутри элитное поле. Это классическая схема, Токаев активно расставляет своих людей. Он начал с силовых структур, потому что в первую очередь не доверял им, приглашение ОДКБ было связано с этим. То есть он не доверял своим силовикам, во-первых. Во-вторых, Токаеву необходимо было пригласить ОДКБ, показать поддержку Путина всей политической бизнес-элите, чтобы она сразу поняла, что Россия в какой-то степени сделала ставку именно на него. Я думаю, что это тоже было определенным фактором, который заставил значительную часть бизнес-элиты Казахстана определиться, на кого делать ставку. Токаев смог вокруг себя мобилизовать политическую бизнес-элиту, созданную Назарбаевым. Естественно, ему необходимо начать чистку, в первую очередь среди членов семьи первого президента. Во-первых, он опасается некой фронды, есть подозрения насчет будущего, что чуть позже, если они останутся на своих постах при их ресурсах, деньгах, всегда может возникнуть другая проблема. Во-вторых, ему необходимо поиграть на публику, потому что сейчас легитимность Токаева тоже уязвима. Большое количество жертв среди мирного населения, многие занимаются как раз их подсчетом. Тоже вызывает много вопросов касательно адекватности использования оружия против мирных граждан. Поэтому сейчас для Токаева необходимо получить поддержку общества, это он делает и через то, что убирает с ключевых постов людей, которые в обществе воспринимались в основном негативно, в лучшем случае неоднозначно. Таким образом, он будет ставить своих людей на эти ключевые позиции. У него нет своей большой команды, он будет ставить людей той элиты, которую создал Назарбаев, но будет уже исходить из принципа лояльности лично к нему».

Увольнение людей Назарбаева — это выполнение запроса тех, кто протестовал мирно, когда протесты только начались, считает политолог Института национальной стратегии России, директор международных проектов Юрий Солозобов:

Юрий Солозобов политолог Института национальной стратегии России, директор международных проектов «Пока это выглядит как устранение с политического поля наиболее раздражающих фигур из окружения Назарбаева. Политический лозунг протеста был уход из политического поля самого первого президента и люстрация сторонников, наиболее ярких представителей назарбаевского клана. Отторжение вызывают фигуры трех зятьев президента, два из которых возглавляли компании, связанные с перекачкой нефти и газа, контролировали эти финансовые потоки. Средний, Тимур Кулибаев, официально богатейший человек Казахстана, не занимает никакого яркого поста. Он председатель палаты предпринимателей, контролирует пакет определенных акций, и он добровольно подал в отставку. Я бы не назвал это полной зачисткой, потому что, например, в новом правительстве Казахстана министром экономики работает человек, который долго работал в структурах Тимура Кулибаева, с ним тесно связан, вырос под его крылом, и все его относили к его клану. Здесь скорее всего паллиативная мера — убрать наиболее ярких раздражителей с тем, чтобы ненависть, неприятие низов не распространилось на всю казахстанскую элиту. Казахстанский аналитик говорит, что вся казахстанская элита была под угрозой такого среза, потому что имущественное расслоение, демонстративное потребление, вызывающая роскошь на фоне обнищания и закредитованности населения вызывала растущий социальный протест. Простой пример. Во время локдауна обрушились многие бизнесы — и малый, и средний, которые были очень хорошо представлены в Казахстане, особенно в южной столице Алма-Ате, и за пособием к государству обратилась почти половина работающих, где-то 45%. Это показывает, какой масштаб социальной неустроенности находится за этим блистательным нефтегазовым фасадом».

Бывшего председателя Комитета нацбезопасности страны Карима Масимова задержали 8 января по подозрению в госизмене. Комитет уточнил, что по его делу началось расследование по фактам действий, направленных на насильственный захват власти. Наряду с Масимовым задержаны и проходят по делу его бывшие заместители.

Комендатура Алма-Аты призвала граждан сдать в органы полиции незаконно хранящиеся у них оружие и боеприпасы, напомнив, что добровольная сдача оружия освобождает от уголовной ответственности. После массовых беспорядков в городе обещают восстановить все поврежденные здания, а их не менее 250.

Параллельно идет вывод миротворческого контингента ОДКБ. Минобороны России сообщило, что 17 января 14 самолетов с российскими миротворцами прибыли из Казахстана на аэродром «Чкаловский». Возвращение всего контингента в пункты постоянной дислокации планируется завершить до 19 января.